От красивого стихотворения лидера поэтического декаданса, когда культом были худоба, болезненная бледность, томность, намеренный отказ от сексуального тела, женского и материнского, построим мостик ко дню сегодняшнему и поразмыслим, с чем нынче связано это психическое явление, поскольку назвать анорексию болезнью, как это происходит в медицинском дискурсе, мы с вами вряд ли можем. Каролин Эльчефф говорит, что это особенный способ бытия, весьма специфический, чрезмерный и, порой, опасный. Это способ резкого выражения отказа от идеала, ценность которого, однако, признана. Эльячефф делает акцент возможную на замену для маленького ребенка вербального утешения сладким невербальным, и, с тех пор, насыщение невербального голода превращается в неисчерпаемый источник сознательного и бессознательного чувства вины, которое возникает из раннего травматического опыта. Когда, например, приказывают: ешь, а то умрешь, ты должен доесть все, а также в дальнейшем уже речь не о еде, но формула та же. И каким-то образом нужно ребенку ослабить напряжение, а для этого потребуется боль, которая достигается спровоцированным наказанием от другого или же самонаказанием. Но это сглаживание напряжения временное, короткое, а бессознательное чувство вины берет верх, наказание возвращается и требует нового наказания.
Нельзя отмахнуться от того, что анорексия уносит жизни, просто потому что это не всегда сознательный выбор. В то же время апелляции к здравому смыслу, к тому, что еда — это необходимость, поддерживающая в нас жизнь, тоже неуместны. Жизнь человека обладает субъективной ценностью лишь в перспективе минимального смысла, это сохранение того, что позволяет возникать желанию. Летальное истощение уже потому плохой выбор, что продиктован страхом, это невозможность отпустить свой сверхценный объект (пустота, ничто), боязнь, что, однажды исчезнув, он больше не возвратится. Развитие бредовых фантазий на фоне анорексии совсем не редкость: это «они» все хотят, чтобы я была толстой. На мой взгляд, попытка увидеть в анорексии не столько психическое расстройство, но и особый опыт, даже форму жизни - это то, что позволит хотя бы в частных случаях устранить предвзятость в общении с аноректиком.
Как показывает сегодняшняя клиническая практика — моя, моих коллег в Украине и за рубежом, — это уже не бигбордовая картинка, где кости и кожа, провалившиеся глаза, в которых пустота и дыхание смерти. Конечно, на приеме есть подростки, отвечающие социальному дискурсу с канонами красоты, которые уже устаревают, но еще вписываются в социальную анорексию с модными ограничениями, голоданиями, зожами и так далее. Однако нынешний портрет аноректического субъекта – вполне обычные девушки. Это молодые взрослые, которые прожили подростковую анорексию, относительно неплохо вышли из нее, но на этапе выстраивания парных отношений, секса столкнулись со страхом любви, боязнью обнаружения желаемого и сексуального тела, болью при коитусе, страхе беременности, — и симптомы вернулись. Это девушки, у которых анорексия или булимия, как изнанка, появилась именно в момент, когда состоялся брак и возникли трудности не только физиологического характера: девушки говорят об отсутствии потребности в сексе, телесного удовольствия, стыда от этого, избегания близости, а партнеры их обвиняют во фригидности. Это девушки-трангендеры, которые выбирают быть парнем, отказываясь от женского, и в результате этого выбора, как ответа Другому возникает аноректический синдром. В психотических аноректических проявлениях — это невозможность, скорее, ужас представить беременность: эмбрион как червь, монстр, что ест изнутри, и это также приводит к отказу от секса, чтобы не случилась беременность. И, конечно, это девушки, для которых анорексия является истерической фигурой, точкой соблазнения и одновременного отказа: отсутствие аппетита, спазм при глотании, переходит во вертикаль и становится также причиной страдания в виде вагинальных осложнений, спазмов в результате смещения орального влечения и генитального при недоразвитости последнего. А отказ, негативация при аноректических явлениях подталкивает нас к размышлениям о том, что анорексия не всегда истерический симптом, более того, можем предположить, что есть трудности в отнесении ее к какой-либо одной психической структуре.
В психоаналитическом определении анорексии предпочтительнее говорить о специфическом расстройстве, в котором искаженно демонстрируется желание и особое отношение с либидо. Такой подход связывает желание наслаждения с отрицанием сексуальной идентификации, которая помогла бы удовлетворить это желание.
Анорексия и меланхолия: утечка сексуального возбуждения
В психоаналитическом определении анорексии предпочтительнее говорить о специфическом расстройстве, в котором искаженно демонстрируется желание. Такой подход у аноректика связывает желание наслаждения с отрицанием сексуальной идентификации, которая помогла бы удовлетворить это желание. Несмотря на близость к меланхолии, в классическом психоаналитическом подходе анорексия определяется как фигура истерии. Многие психоаналитики настаивают на связи анорексии с вытеснением оральных фантазмов или со скопическим влечением. Привлекательна в этой связи статья Зигмунда Фрейда «Черновик G», где он сравнивает меланхолию с нервной анорексией (психогенным отказом от еды), и предполагает, что оба эти диагноза объединяет особое состояние, которое автор обозначает «потерей либидо», сопровождающейся «сексуальной бесчувственностью» (анестезией). Надо отметить, что эта рукопись, пожалуй, единственное место во всей обширной библиографии Фрейда, где он обращается к вопросу нервной анорексии.
Состояние потери либидо - необычное состояние, которое, кажется, с трудом вписывается во фрейдовскую теорию психики. Психика для Фрейда - это система либидинозных загрузок и противозагрузок, то есть, это аппарат, находящийся все время под напряжением. Кстати говоря, и в фрейдовском «Наброске психологии» постоянно используются термины, которые имеют техническую окраску: «проторение», «прорыв», «вторжение», «сопротивление», «отягощение», «сверхсильное представление», «разрядка». А либидо - это «нервное возбуждение как текучее количество» предстает как нечто избыточное, некое бремя, то, что постоянно оказывает давление, что выходит за пределы самого себя и то, что психика стремится разнообразными способами затормозить, связать и утилизировать. Из этого свойства «нервного возбуждения» вытекает «принцип инертности», заключающийся в том, что «нейрон старается избавиться от [количества нервного возбуждения]». В более поздних работах Фрейда этот принцип превратится в принцип (не)удовольствия: психика стремится к уменьшению находящегося в ней возбуждения и выводящийся из принципа константности (психика стремится поддерживать возбуждение на минимально низком постоянном уровне). Тогда функция психики сводится к тому, чтобы справляться с нервным возбуждением, которого всегда оказывается для нее в избытке. Так, в «Наброске психологии» Фрейд пишет, что «Я» можно представить как «сеть загруженных, хорошо проторенных друг против друга нейронов», предназначение которой заключается в том, чтобы «тормозить психические первичные процессы» . Однако в клинике меланхолии и нервной анорексии мы сталкиваемся с тем, что давление и излишек либидо ослабляются настолько, что даже создается впечатление его исчезновения. Фрейд в «Черновике G » говорит об «обнищании» или «оскудении влечения». Теряется способность получать удовольствие, наступает ангедония, которую Фрейд именует «сексуальной анестезией». Если удовольствие - это разрядка влечения, то в меланхолии будто бы теряется именно то, что должно разряжаться. Энергии избыточной нет, а сила, могучая в своем излишестве, стала нищей, сохранив способность лишь на то, чтобы хоть кое-как поддерживать слабеющие функции изможденного тела. В статье 1895 года «Об основании для отделения определенного симптомокомплекса от неврастении в качестве «невроза тревоги», Фрейд указывает, что механизм меланхолии можно представить как крайнюю серьезную утрату количества возбуждения, и образовавшаяся пустота начинает функционировать как «дыра в психическом». По какой-то причине эта дыра не восполняется новыми загрузками и действует как своеобразная область отрицательного давления, производя «эффект всасывания» в себя примыкающих количеств возбуждения из соседних («ассоциированных») нейронов. Это приводит к двум самым ярким эффектам меланхолии: душевной боли и обеднению свободного резерва либидо, сопровождающемуся понижением психического и телесного функционирования. Эта дыра в психическом аналогична открытой кровоточащей ране в теле, она втягивает в себя возбуждение, и Фрейд сравнивает меланхолию с внутренним кровоизлиянием либидо.
Похожая дыра присутствует и в случае неврастении, однако то, что «вытекает» через нее - соматическое сексуальное возбуждение. И у у меланхолика возбуждение выкачивается именно из психической сексуальной группы, и в случае невротической анорексии, «неврастеническое обнищание... может распространяться и на психическую сексуальную группу», смешиваясь по симптоматике с меланхолией. Таким образом, при анорексии энергия расходуется на то, чтобы воспрепятствовать любой сексуальной идентификации, стирая признаки женственности, которыми отмечено тело. И тогда аноректик концентрируется на наслаждении, полученном в результате овладения телом, заключая его в рамки мазохистического аутоэротического наслаждения.
Лишение, требование, потребность
Но бывает и иначе. Если желание предполагает нехватку, то путь к желанию проходит посредством лишения себя пищи, то есть посредством нехватки там, где ранее материнская забота удовлетворяла все потребности. Желанию есть ничто, в отчуждающем отношении к материнскому требованию. То есть анорексия является симптомом, который гарантирует субъекту желание, которое он никогда не сможет заполнить, насытить, удовлетворить. Чтобы не быть «съеденной», можно готовить себе еду, съедать все до капельки, рыгать, чтобы лишение себя еды (нехватка) могло преодолеть приказ есть, хотя и не избавляясь от него. Если еда - способ, с помощью которого влечения подчиняются приказу Другого, рискуя идентифицироваться с тем, что должно быть съедено другим, то введение в эту схему лишения является способом не быть полностью пойманным в ловушку. Лишение себя еды является одновременно попыткой порвать с Другим. То есть, анорексия сигнализирует об отказе субъекта кормить отчуждение, с помощью которого удовлетворяется наслаждение Другого.
Наши желания нуждаются в нехватке, поэтому они и возникают в своего рода зазоре между потребностью и запросом. Фокус в том, что именно несовпадение потребности в еде и запроса на кормление (т.е. своего рода потребности позволять себя кормить) и создает желание не просто поесть, но и что-то такое через пищу получить. Если же этот зазор исчезнет, то желание никак не затронет пищу, скорее наоборот, желание будет отмечено знаком «отсутствия еды», тем самым «ничто», которое только и позволено поглотить. Меж тем совсем не лишено смысла наблюдение, что анорексия напрямую связана с распространением в быту холодильников. Холодильник - важный персонаж в драме анорексии. Некоторые психоаналитики считают, что он становится символическим эквивалентом питающей матери. И проблема как раз в том, что, столкнувшись с доступностью удовлетворения, аноректик отказывается от еды. Речь, конечно, идет не о взаимодействии ребенка с холодильником, а о его взаимодействии с матерью, которая может быть безразличной или напротив слишком опекающей. При полном, едва ли не автоматическом удовлетворении не нужен запрос, а всякий наш запрос (с самого детства) - это требование удовлетворения плюс запрос любви. А некоторая неудовлетворенность открывает возможность артикулировать свой запрос на любовь.