Одна из задач возврата Лакана к Фрейду – борьба с несвойственным его текстам однозначностью, догматичностью. Так как дискурс бессознательного разнороден и многозначен. К примеру, мне очень импонирует в этом плане лекция Лакана «a Méprise du sujet supposé savoir» (Неаполь, 1967 г.), где он рассуждает о дискурсе бессознательного и обосновывает свое отношение к ряду психоаналитиков, игнорирующих наследие Фрейда. «Остаются еще хитрецы, умаляющие бессознательное, и это сводится к противопоставлению его Богу Энштейна», - парирует он. Лакан говорит, что психоаналитики сегодня упростили понимание бессознательного и отказались даже от плодов усилий по работе с ним. Пожелав обнадежить себя сами, они смогли забыть об открытии. Аналитик сетует, что они пропустили пояснение, которое все же очертил Фрейд: что структура бессознательного не рушится ни от одного представления, скорее, использует его и обращается к нему лишь за маскировкой. Он считал, что все возможные трактовки бессознательного, коих развелось великое множество, это – наивные интуитивные представления, которые вместо бессознательного объясняют нам только воображаемое. За счет этого значение бессознательного либо безмерно раздувают, либо же это фикция.
Но человек децентрирован по отношению к миру, который превосходит его и от него ускользает. И Лакан выдвигает тезис о том, что нечто говорит в человеке и что бессознательное есть дискурс другого. Всемогущество и господство сигнификантов над субъектом, который их выражает, Лакан выводит из того факта, что бессознательное структурировано как речь, и что символический материал, скрытый в бессознательном, подчиняется здесь тем же законам, которые открываются при изучении речи.
Лакан напоминает, что бессознательное – это не потерять память; это не вспоминать о том, что уже известно. Ведь высказывание: «я об этом вспоминаю», если отбросить пуризм значит: «я вспоминаю о бытии (представлении) начиная отсюда». Откуда? От означающего. Несомненно, что ошибочное действие имеет смысл акта при выделении означающего. Каждый из нас может споткнуться. Но акт возникает с момента, когда субъект обнаруживает, что сделал «неверный шаг». Бессознательное почти не ясно. Оно тот свет, который не оставляет места тени, мы сами создаем его контур. Представляет представление там, где оно отсутствует.
Стремясь заново вернуть теорию Фрейда к ее основам, Лакан делает объектом аналитического исследования влечение и пытается понять желание через сравнение с потребностью и требованием. В отличие от потребности влечение никогда не удовлетворяется с приобретением объекта. Оно не является просто апелляцией одного человека к другому, не является просто призывом к любви. Это то, что коренится в воображении субъекта. Оно представляет собой желание человека быть желаемым другим, желание признания другим своего собственного влечения, при этом его фундаментальным сигнификантом и объектом остается фаллос.
Фрейдо-лакановский субъект – это носитель такого знания, которое никаких познаний не предполагает, так как знание это уже всегда вписано в дискурс, а значит обезглавлено. Диалектика более эффективно мыслится не университетским, а психоаналитическим образом. Нет такого человека-субъекта, в котором бы абсолютное знание раскрылось, потому что их всегда как минимум два – это двоица, это неполнота, это расщепление и нехватка.
…Несомненно, психоанализ не статичен. Движение мысли как у Фрейда, Лакана, так и у последователей не останавливается. Но это движение в логике психоанализа, в его истине. Нет однозначности понятий, теорий, четких дефиниций, это – размышления о пределах дисциплины, это – искусство и поиск своих ответов, ибо любая теория безгранична. И психоанализ будет жив, покуда мы будем стоять на психоаналитических позициях и будем верны концептуальному аппарату Фрейда и основополагающим открытиям психоанализа. Это будет та чудесная возможность не свалиться в ущелье между психоанализом и глубинной психологией, а парить над ним, как это принято в психоанализе, с равно распределенным рассеянным вниманием…