ИМЕНОВАНИЕ И ЭТИКА
В этом отношении с закатом патриархальной семьи Имя Отца не является более чем именем, в которое мы можем и не верить, но которым мы, однако, должны воспользоваться. Что это означает? До сих пор Имя Отца функционировало как господское означающее, которое помогало «сделать читаемым наслаждение» (17), включая наслаждение отца, когда оно было нарушением установленного порядка. Это Имя Отца также было тем, что могло придать смысл тому, что «вне закона» материнскому наслаждению. Оно обеспечивало консистентность Другого. Но если именно его не хватает, что может отныне его заместить? Что может функционировать в месте «дыры символического, в чем состоит запрет на инцест» (18) и отсутствия половых отношений между говорящими существами?
В противоположность Фрейду Лакан не спасает отца. Уже в 1960 он отмечал, что «Эдип… не сумеет бесконечно сохранять свою афишу в формах общества, в которых все больше утрачивается смысл трагедии» (19). Фактически, утрата наслаждения, присваиваемого отцу, является структурной и не является эффектом запрета. Место, данное запрету, в этом отношении является только лишь рационализацией изначального расклада, что половых отношений не существует (20) между говорящими существами. Отец - всего лишь «номер» (21), кастрированный как другие и его желание ограничено, «привязано к определенному объекту». То, что он может сделать лучше всего, это иметь этот симптом и мочь сказать только часть.
В учении Лакана происходит тогда переход от Имени Отца к отцу в качестве имени и отцу, который именует (22). Потому что из дыры символического выходит «отец в качестве именующего». Это именование является случайным сказанным, которое создает событие (23). Оно превращает ребенка в эффект желания «не анонимного», а желания воплощенного. Оно учитывает означающие, которые предшествовали первоначальной связи. Но оно не имеет ничего общего ни с традиционной супружеской семьей, ни с развивающейся приверженностью семейным ценностям. Имя Отца не является именем отца. При отсутствии отца в реальности именование способно связать реальное отсутствия половых отношений с символическим.
Можно безусловно тогда объявить Именем Отца все, что может выполнять роль сцепки между реальным, символическим и воображаемым, все, чем можно закрыть дыру. В этом отношении функция Имени Отца может быть условием увязывания реального, символического и воображаемого. То, что есть множество опор этой функции именования и отца являются лишь ее «частными случаями». Мы можем «обойтись без того, чтобы верить» в Имя Отца, как провозгласил Лакан, «только при условии, что мы воспользуемся» именованиями, которые увязывают реальное с подобиями. Эти именования составляют Имена Отца; это подобия, но подобия, которые обладают функцией в реальном, «эффект символического каким он появляется в реальном» (24).
В этом отношении, что именует субъекта в анализе? Не частный ли симптом? Подобно Имени Отца (25) симптом, действительно, является тем, на основании чего появляется значение. Но, как и Имя Отца, симптом не является полностью метафорой. Он не способен полностью перейти в означающее; он именует травматичное реальное как невыносимое, реальное здесь увязано с влечением.
Симптом «гарантирует» для каждого функцию этого несводимого и в психоанализе, его эффекты могут проявляться по самому факту этого именования. Например, Эрнст Ланцер, анализируемый Фрейдом, носит имя своего симптома-наслаждения - Крысин, данное ему самим Фрейдом. Здесь именуется объект а, некоторая модальность наслаждения, которая не входит ни в какую систему имен, гарантированных инстанцией, создающих метафору.
Вот почему симптом может пролить свет на этику, ориентированную на основании реального. Пытаясь спрятать или «выскабливать» ее, как это силятся сделать в наши дни утопии уравнивающего типа, они уничтожают условия любого морального действия как такового. Как и правда то, что никто не может оставаться свободным, веря в симптом, который обитает в каждом.
Но как основать этику на основании симптома, не впадая в анархию эгоцентризма, характеризующего современный мир? А психоанализ, который обнаруживает возведение в зенит плюрализма современных способов наслаждения в их формах, отчужденных в предписаниях капитализма, не является ли он отступлением перед таким ходом мира? Или напротив, он опирает свою этику на одиночестве каждого в его отношении с идеалом и на том, что субъект имеет наиболее реального - в его симптомах? Психоанализ обнаруживает часть наслаждения, которую эти симптомы таят в себе помимо выведения на свет части истины. Он не обходит реальное, из которого они сплетены. Таким образом, мы можем обойтись без веры в симптом, при условии, что мы им воспользуемся в конце анализа, производя из него синтом, либо режим, свойственный наслаждению, который не допускает противоположного в отличие от симптома, который имеет своей противоположностью выздоровление.
Следовательно, психоаналитик не должен ни делать себя всемогущим отцом, ни хотеть представлять собой Имя Отца, гаранта общечеловеческого. Поскольку в конечном счете, если оно находится в закате, хотеть удерживать его место и воздвигать его порядок в закон для всех, не означает ли это создавать Сверх-Я, тогда как даже его функция была противоположной? Упоминание этой функции, которой некоторые, даже психоаналитики, размахивают, чтобы гарантировать семейный порядок, не сослуживает ли службу желанию наслаждения Сверх-Я? На самом деле, отец не должен идентифицироваться с «функцией Имени Отца». Его «гарантия» скорее в факте его желания, которое вызвано объектом а - женщиной, это то, что Лакан называет «версией отца». Таким же образом, размахивать фаллическим законом «для всех», который авторизует отцовская позиция, это означает хотеть увековечить «бессознательное папы».
Психоанализ в 21 веке сталкивается с формами симптомов, которые возражают радикальным образом Эдипальной норме. По ту сторону Эдипа, разработанное Лаканом, исходя из женского наслаждения, открыло поле переконфигурирования этой функции Имени Отца. Безусловно, именно в этом психоаналитики должны сыграть решающую роль сегодня. Речь идет на самом деле о том, чтобы быть настолько «одураченым бессознательным» (26), что производить постоянное наслаждение «реального бессознательного», которое не подчиняется никакому закону. Это единственный способ найти «меру нашим действиям». По крайней мере с аналитическим дискурсом, разработанным Лаканом, находится единственный шанс для этики стать как прояснением, так и действием.