Фрейд также сказал, что ребенок – это симптом семьи. Давайте попробуем поразмышлять, что происходит сегодня с ребенком в дискурсе постлиберального общества.
Вы очевидно помните, что ребенок не всегда являлся ценностью. Было время, когда женщины рожали много детей, и полагались на их способность выжить. С развитием медицины этот процесс стал более управляем, а общество на разных этапах развития стало эту тему эксплуатировать, вернее, манипулировать и использовать в своих целях. Мы же этим манипуляциям поддаемся. Что мы имеем сегодня? Требование современной жизни в связи с экономическими факторами (затраты на содержание детей, их обучение, дальнейшая поддержка) привели к тому, что в семьях стало детей мало. Один. Два. Три – многодетная семья. Именно этот фактор значительно повлиял на ценность ребенка в семье. Даже в Китае, после недавнего разрешения иметь двух детей, немного семей воспользовались такой возможностью. Ребенок дорого стоит. Поэтому в нынешнем постлиберальном дискурсе позиция ребенка крайне неблагоприятная.
Феномен №1 нашего общества: ребенок – это капитальное вложение, экономический фактор, значит, он должен давать дивиденды.
Феномен№2: страх за будущее детей менее рационален, прошлые поколения помнят соперничество между сиблингами в многодетных семьях, и не хотят подобных испытаний для своих сыновей и дочерей. То есть, сегодняшняя позиция многих родителей звучит так: «Это для твоего же блага». А на самом деле является самым первым, глобальным и самым травмирующим ребенка лозунгом. Это фраза, с которой рождается насилие над детьми.
Феномен №3: позиция единственного ребенка или двух очень влияет на его статусность, и на все, что от этого зависит. Когда ребенок в позиции единственности, общество эффективнее защищает его права. И ценность ребенка в семье при поддержке общества приводит в большинстве случаев к тому, что появляется на арене Ребенок- Король. Правда, без королевства. Если какой-то век назад дети в 11-12 лет уже были достаточно взрослыми, чтобы работать, то сегодня мы не можем дома заставить ребенка убрать со стола – он может пожаловаться в соответствующие органы, что вы его эксплуатируете. Является ли эта революция в отношении детей симптомом нашего общества? Да. Что мы имеем? С одной стороны, родители сами стали превращаться в рабов своих детей, которые не имеют ограничений и защищены законом. Дети же приобрели много благ, но они реализуют идеал родителей со всеми вытекающими последствиями.
Сегодня ребенок не может существовать в своей субъективности, он просто обязан для выживания определенную часть своей жизни (в младенчестве понятно – малыш не может выжить без матери) удовлетворять желание родителей. Ведь он же понимает, как получить их любовь и признание: нужно просто соответствовать их представлению об идеальном ребенке. Достигать успехов, быть лучше всех, стать лидером. Родители знают лучше, каким нужно быть, чтобы преуспевать в современном обществе. И в три недели от роду совать в лицо младенцу альбомы с произведениями искусства, объясняя, мол, я вкус воспитываю у своего ребенка – это не странно, правда? Так же как и в три месяца держать над горшком, в полгода — слова и кубики, в год — иностранные языки, и понеслась…
Когда на прием приходят родители с детьми и рассказывают о наболевшем, я как психоаналитик слушаю речь. И в поле речи появляется такое: я в него столько вложила (как в банк), где его отдача (дивиденды), мне лучше знать, куда инвестировать его знания, в какой вуз и для какой специальности, я столько плачу за его занятия, а он прогуливает их (неудачное вложение капитала), или мне не удается управлять детьми (или управлять гневом), снова увеличила расходы на дочь (дебет с кредитом не совпали). Все обучение, которое сегодня есть, направлено на то, чтобы лучше нас продавать, и оно напрямую связано со страданием. Невыносимы дети, которые что-то просят для себя, но если касается учебы – все норм. И потому нежелание учиться, неудачи в школе могут быть для ребенка единственным выходом из ситуации. Новая модель социума увеличивает подчинение ребенка требованиям общества и родителей, и вопрос денег увеличивает подчинение семье.
И у ребенка не появляется места, с которого он может говорить о себе.
Родители приводят детей со словами: надо исправить, починить, он должен стать таким, как мне надо, нормальным, успешным, отличником, а также научиться дружить, не грубить мне и т.д. Причем, всегда находится тот другой взрослый, на которого делается смещение: если ребенок хороший, то он мой, если что-то плохо – это сын своего отца, или вот и ее бабушка была такой же тупой, или что там говорить – дочь такая же жирная, как свекровь. Но при этом родителям настолько тревожно, что оставить дитя в кабинете с аналитиком оказывается очень трудно – вдруг он проявит там свою субъективность, вдруг скажет то, что нельзя говорить, вынесет сор из избы, солжет, а еще хуже скажет то, что скрывает от родителей. Недавно один папа, который привел сына-подростка, никак не мог понять, что на наших сессиях его присутствие не нужно. Он заходил и говорил: я должен знать о своем ребенке все, у него не должно быть тайн от меня, я в него вкладываю столько сил, мне нужно знать, что у него в голове.
- А у него есть право говорить то, что он считает необходимым для него самого, даже если это касается вас? – спрашиваю.
- Нет. Он живет за мои деньги, к вам приходит за мои деньги. Я должен это контролировать.
Сегодня большинство родителей, которые удивляются, почему ребенок такой инфантильный, почему ничего не хочет делать, лежит днями на кровати, сидит в интернете, грубит и не хочет учиться, не могут понять одну важную истину: ребенок может стать субъектом, только тогда, когда перестанет быть объектом вашего желания, когда появится его собственное, когда найдется место в семье, с которого он может говорить.
Чтобы желание появилось, необходима пустота, нехватка, как назвал это место Жак Лакан. Но чаще всего ребенок-король – это ребенок, которому заткнули рот. Он не может никак сепарироваться от родителей. Но родители считают, что все это – для блага ребенка.