Отброс - это я, - говорит меланхолик. Это решение помещено в склеп Я, глубоко там похоронено, и является носителем тайны. Что-то, что было ожидаемо, не произошло. Можно ожидать, но надежда не оправдалась, ничего не пришло. Когда это повторяется, устраняется способность желать, любить - состояние полного бессилия. И тогда нужна защита. Я - ничто, отброс, и докажу это, что все провалил, во всем виноват, потерпел неудачу, мой мир в руинах и я тоже руина. Защита производится ощущением быть ничем. Меланхолия поразительно похожа на траур (часто ее и обозначают как «патологический траур»), т.е. на аффект, возникающий в ответ на утрату, и теперь, мы можем сказать, вслед за Фрейдом, скорби по утрате чего меланхолик предается: «скорби по утрате своего либидо». Меланхолия – это утрата надежды и веры. Фрейд пишет «Будущее одной иллюзии», а меланхолик не верит в эту иллюзию. Это провал веры в бога. Его собственное Я деконструировано, оно в руинах.
Жак Асун в «Меланхолической жестокости» пишет от том, что маленькую надежду все же меланхолик может получить, «зацепившись» за волосок, жест руки, взгляд, любой объект. Меланхолия также - ностальгия по будущему. Так как обещание невозможно, но вдруг жест или слово, или объект зависимости возвращает надежду. Пожилая женщина, которую описывает Оливье, проживала себя погруженной в сферу, где приумножаются исчезновения.
Он однако замечает, что «Исчезновение отлично от утраты. Траур возможен лишь в случае, если психическая работа позволяет принять факт утраты. Исчезновение не приводит к созданию психической конструкции, возможной при утрате, однако сама сущность субъекта угасает с исчезновением потерянного объекта. Нам нечего прибавить к знаменитой фразе Фрейда из «Скорби и меланхолии», а именно «тень объекта пала на Я». В данном случае исчезновение не приносит много боли, но опустошает, скоблит внутреннюю пропасть».
Наиболее любопытно, что клиницист смог нечто важное сказать мадам, опираясь на наблюдение ее речевого акта. Все-таки и при меланхолизации даже у психически сломленных преклонным возрастом людей некоторый символический обмен возможен, и не только в регистре вербальных галлюцинаций (интуиция, ритурнель, неологизм), - считает Оливье. У его пациентки наблюдались и неологизмы, и это не обязательно причудливое слово, но не ассимилируемое из-за незаменимости. Неологизм стоит субъекту озарения и стоит особняком, вне повседневных слов. Об этом писал и Крепелин, который различал неологизм писателя и психотика по сути применения. Повторы, ритурнели — это весьма заметные звукофикации. Иногда объединенные частичкой «без». Эта дама раскачивалась телом и качала головой, произнося: «хлебушка без хлеба», «водицы без воды» и т.д. Так же, как и ритурнели, используются меланхолические прерванные фразы: «ты всего-навсего… ». И, конечно, преследования, которые отчасти соответствуют паранойе. И вдруг эти вербальные галлюцинации пожилой мадам стали постепенно преобразовываться «в иное качество физической жизни так, будто колыбельная песня изменила ее манеру говорить» - они инкрустировались в колыбельную. «Кушать, детки, кушать, водицы, без воды, хлебушка, без хлеба».
Неожиданно Оливье стал различать смесь французского языка с региональным диалектом Бретани. К тому же был не только речевой акт, но и телесный. Она раскачивалась, как младенец в люльке или на руках у матери, погружаясь в ранний и интимный язык, сокрытый в успокаивающих вкраплениях мелких вербальных галлюцинаций. Когда она начинала напевать, как будто сама себя убаюкивала, это повторы, ритм: «ротик безо рта», «глазоньки без глазок».
Далее клиницист описывает свои наблюдения: «В последующие дни возвращаются повторы; вербальные галлюцинации проявляются как элементы языка в речи. Она будто бы ни к кому не обращается, но говорит уже в моём присутствии и не втихую. «Ротик, безо рта, глазоньки, без глазок»: так были по-новому переформулированы ритурнели. Я готов поклясться, что эти ритурнели, произносимые как бы в никуда, были обращены мне… Я продвигаюсь наощупь. «Глаза, рот», - напевает она, вид у нее при этом довольный. Несколько растерявшись, я предлагаю ей заняться лепкой. Глиняная масса постепенно обретает форму: становится видно, что это лицо. И наконец-то она выговаривает: «Рта у меня не было, глаз не было, слуха не было». Вот почему эта пациентка в летах не принимала пищу с другими. На мои досаждающие банальные вопросы: «Но почему бы вам не поесть со всеми остальными?», она отвечала резко: «А каково же мне без рта-то».
Что означает «оказалась безо рта»? Рот превратился в дыру. То есть он не был наполнен влечениями. Рот глотает, рот выплевывает, в том числе слова. В дыру, в отсутствие эротической игры влечения, все попросту проваливается. Здесь можно обратиться к позиции Лакана рассмотреть меланхолию и скорбь через концепцию объекта маленькое а и нарциссический образ. К примеру, если Фрейд, различая скорбь и меланхолию, делает принципиальное замечание: меланхолик знает, кого потерял, но не знает, что он при этом утратил, то Лакан называет это «что» нарциссическим образом, идеальным и не распознаваемым i(a). К мысли Фрейда о ритуале скорби, позволяющем во времени навязчивого повторения изжить утрату объекта любви, Лакан добавляет идею объекта а, объекта причины желания, который скрывается в возлюбленном. И дифференцирует фрейдовский утраченный объект. Субъект привлечен к объекту а, отделенному от означающей рамки, от того, что Лакан называет сценой мира. И работа скорби предстает в том же и одновременно, полностью противоположном свете. В поддержке и сохранении малейших деталей утраченного она нуждается исключительно для того, чтобы восстановить связь с подлинным, завуалированным объектом своих отношений, с объектом а. Впоследствии на место его можно будет поставить следующий предмет любви – предмет, который будет значить не больше, чем тот, что это место занимал до него. Объект а, будучи всегда уже утраченным, делает возможным переход к другому объекту любви. Он может быть обнаружен вновь, теперь уже в новом объекте, и, тем самым он способен совершить работу скорби.