УСТАЛЫЙ ГОЛОС
Меланхолия в преклонном возрасте

Идя по жизни, мы вдруг обнаруживаем,
что лед у нас под ногами становится все тоньше,
и видим, как вокруг нас и за нами
проваливаются под него наши сверстники.

Р.Стивенсон

Страх состариться
Довольно часто на приеме мои анализанты жалуются на своих возрастных родителей, дескать, они невыносимы, раздражают своими странностями, нытьем, слабостью, манипуляциями, включаться сил нет, а игнорировать стыдно. Конечно, у пожилых людей снижается критичность, коммуникативные навыки, когнитивные способности. Взрослые же дети до сих пор их воспринимают, как раньше, когда они были маленькими, деревья - большими, а родители - великими и важными, знающими и сильными, к кому можно было прийти за советом или помощью. А сейчас все наоборот, родители нуждаются в помощи, и можно понять, когда у детей вызывает ужас и смятение ситуация, связанная с потерей памяти у матери или отца: это как будто ребенка неожиданно вычеркнули из жизни, ведь даже его они не узнают...

Вообще, тема людей в преклонном возрасте (французы называют этот период жизни человека «усталым») связана с современным доминированием, и, быть может, даже с эксплуатацией одного поколения другим. Ну и, конечно же, собственным страхом старости и смерти. Ведь каждый вздрагивает, когда его всерьез называют стариком, это самое неожиданное, что поджидает нас в жизни. Мы надеемся достигнуть старости, но боимся состариться. Поэтому исследования в области геронтологии становятся все более и более значимыми при проведении психического лечения в составе мероприятий по охране здоровья (раннее выявление предрасположенности к болезни Альцгеймера, тяжелой депрессии у пожилых лиц, вхождения в дементивный процесс). В то же время, и «усталый» субъект имеет голос, даже если он старческий, больной, и нам важно его услышать, вопреки всем затруднениям в сознании и памяти пожилых людей.


Иероним Босх. Голова старухи
Деменция или меланхолия?
Оливье Дувиль (Olivier Douville), французский психоаналитик (E.P.S., специализированная психиатрическая лечебница, г. Эврар) и преподаватель (Центр психоаналитических исследований, Париж; университет им. Д. Дидро), исследуя клинические особенности пожилых людей в институциях, задается вопросом: почему чаще всего обращают внимание на проблемы памяти, то есть на деменцию у большинства таких пациентов, но не учитывают тот факт, что это вполне может быть особый вид меланхолии, меланхолический аспект, если мы будем опираться на измерение субъекта. Обращая внимание на условия демографического старения населения мира, современного страха постареть и утратить (прием специальных препаратов, пластические операции, процедуры, якобы дарующие вечную молодость, целая индустрия, направленная на иллюзию бессмертия, Дункан МакКлауд бы обзавидовался), изменений в восприятии старости как чего-то ужасного, мы наблюдаем, что пожилые люди вызывают непонимание, злость, отвращение, негодование (хотя если человек дожил до старости - уже хорошо, не каждому удается). Мы должны утрачивать, но как состояться прощанию с иллюзией бессмертия, если потребление несовместимо с утратой?

Месье Дувиль размышляет над историей одной пациентки, которую он наблюдал в клинике, и она связана с предположениями о меланхолии. Оливье описывает с ней встречу так:

«Ей тогда миновало 78 или 79 зим. Она была практически неподвижная, подобно безропотной кариатиде, стояла она у приоткрытой двери приемного покоя, а именно у павильона 10-го отделения специализированной психиатрической лечебницы в Эвраре. В большом зале павильона госпитализации как раз кипела работа, это был час приема медикаментов. Пациенты выстраивались в очередь у передвижных столиков, груженных пилюлями и микстурами. Следом полагался прием пищи. И вот эта самая дама, вытянувшись и замерев у двери в холл, едва лишь проглотив положенные капли, тихо приговаривает, скорее, нашептывает: «сейчас появится, сейчас появится, сейчас появится» – и тотчас же ввозят поддоны с едой, с полуденным пайком; в этот миг, более не таясь с высказываниями, она отчетливо выговаривает привычный для нее рефрен: «детки с голоду не помрут». За многие годы пребывания в клинике за ней установилась репутация дамы с деменцией. Все же, некоторые проявления тревоги и моменты прояснений, когда она в высказываниях, пусть и не всегда явно, возвращалась к темам голода и лишений, зародили сомнения у медперсонала и санитарок. Достаточно ли изречь страшный приговор «деменция», чтобы объяснить все ее проявления?»

Доктор Дувиль стал искать способы, чтобы проверить так называемую поврежденность, уловить содержание речи этой дамы. Подошел проективный тест Роршарха, результаты указали, что есть признаки, характерные для деменции. Однако он не обнаружил никаких ординарных нарушений, и ее ответы, даваемые через силу и с утомленным видом, возникали не из какой-то глубинной пустоты, а пробивались сквозь непрерывное ритмическое бормотание за сжатыми зубами. Доктор констатировал, что «Ее голос не звучал в полную силу, ее утверждения не были убедительны. Походило это бормотание на постоянное присутствие голоса, на нечто между литанией и сетованием. Незначительная смена модуляции требовала от меня незамедлительного внимания. Так своего рода остаточный голос в поисках тела пробирает сильнее, чем голос, исходящий из тела».

Встречи продолжались, дама бормотала, а психолог продолжал слушать сдавленные фразы, чтобы уловить в них хоть немного живую речь, и неожиданно услышал тихую колыбельную. Потом она стала иногда встречаться с доктором взглядом, хотя он часто был пуст, мимо глаз.

«Она разматывала нить своей истории, в точности как это бывает в речи некоторых меланхоликов: они говорят вам, что с ними случились худшие несчастья, но не распространяются о травмах и катастрофах, которые разбили их жизни из-за приступов гнева, злобы, невыносимой горечи и бесконечных требований. Быть может, кто-то назовет это безразличием. Но это будет слишком поспешное заявление. Скорее, это безразличие, в котором всегда остается толика внимания к состоянию другого. Ведь я был задет, удивлен, практически ошарашен таким безразличием. Эмоциональный эффект, который производило на меня монотонное высказывание этой женщины – вот что было для нее небезразлично», - говорит Оливье.
Эдгар Дега. Меланхолия
Провалы и пустоты
Меланхолия имеет одну удивительную особенность — о ней и в ней сложно говорить. Меланхолик ни жив, ни мертв, потому что страдание не может высказаться, если некуда и некому, и нет порядка представлений, субъект вновь и вновь возвращается в состояние изъятости из мира, он — отброс символического порядка. Но для него важно быть услышанным. Меланхолия, как феномен (а не как симптом, поскольку, как мы знаем, что он обычно обращен к кому-то), — патогенное явление, и здесь ничего не ожидается от специалиста. Такой субъект призывает нас быть свидетелем. Это как судебный процесс, где есть преступник — сам меланхолик, он виновен или жертва, и он неутешен: да, у других может быть, но у меня нет. Психоаналитик — свидетель того, что утрачена надежда, ведь в его жизни главное действующее лицо — пустота. Меланхолик стремится заполнить пустоту, и надо б понять, что было утрачено, а не понятно. Человек ищет причину, находит вроде бы, но она ложная, это искусственный идеал, оппортунистический, который пытается заполнить пустоту.

Меланхолическое страдание связано с утратой Идеала-Я. Идеал-Я трансформировался в ничто. И речь тогда идет о поиске страсти (это тираническое измерение вместо любви). Любовь нельзя удовлетворить, она всегда звучит как предательство. Любовь — не страсть, ибо в основе любви — неудовлетворенность, как у младенца и матери, и Другой никогда не сможет соответствовать нашим ожиданиям. Страсть же — драма, которая требует доказательств. Необходимо, чтобы Другой подчинялся, тогда речь идет о заполнении пустоты, страсть как выход из нее. Утраты не было, пустота находится вместо нехватки на месте желания, это - провал. Человек сам себя обесценивает, то есть провал внутри, а параноидальный страх, сопровождающий меланхолию - это внешний объект. Вместо того, чтобы сформировать нехватку, меланхолик формирует этот провал, страдает от утраты надежды, и действительно не может любить. Тогда страсть становится выходом, это, по сути, изнанка меланхолии. Но страсть чрезвычайно тиранична, и тогда тот, кто в страсти - сам тиран, он требователен к объекту страсти. Меланхолик делает вид, как в детстве, что утраченный объект не признан. Фрейд нам об этом говорил: нарциссическое поражение. Ядро меланхолии — создать нарциссическую негативную позицию. Он повторяет: я бесполезен, и настойчиво показывает свою некомпетентность.
Даян Денгель
Бренность тела и смерть
Итак, меланхолия — это феномен, связанный с желанием. Мы можем сказать: да, пожилые люди уже ничего не хотят, их пустота тиранична и тотальна, когда мир меняет цвет, запах, звук... Вопрос желания стоит для них в другой плоскости. Оливье, слушая свою пожилую даму, вынес убеждение, что влияние несчастья не стало для нее столь травматичным, как могло бы показаться на первый взгляд. Но ее история - это последовательность расставаний, которые снова бесконечно проживались ею подобно смертям: потеря мужа, потеря ребенка, отдаление родственников. Все возможные муки траура налипали друг на друга в меланхолических повторах. Доктор внес в работу с ней слова «утрата и разлука». Но чем дальше, тем более стал замечать, что зря он судит об этих расставаниях как о значимых потерях. Почему?

Дувиль говорит, что «важно не сводить все субъектные старческие провалы к некой общей беспокоящей «странности». Дело в том, что психический процесс патологического старения включает распад воображаемых ориентиров, которые задают целостный образ тела. Нередко этому сопутствует появление «паранойяльных воспоминаний». Возрастные изменения могут привести к глубокому нарциссическому потрясению, невыносимому напоминанию о бренности тела и упорной разрушительной работе смерти в нем. Смягчить удар может привязка тела к тем идеалам, которые несмотря ни на что сохраняют его желанным и востребованным другими.
Боль, исчезновение, утрата
Фрейду стало необходимо понять причину скопления и истощения либидо, что он и стремится исследовать в 1916 г. в фундаментальной статье «Скорбь и меланхолия». А затем, определив скорбь как состояние и как психическую работу (цель - отречься от утраченного объекта), определив количественную и качественную разницу на природе утраченного объекта, в меланхолии объект Фрейд определяет как само Я в связи с фактом либидинальной регрессии на стадии первичного нарциссизма, где я и объект любви по сути едины. Таким образом, вопрос «либидинальной геморрагии» (кровотечение при целостности сосудов) из ранее выдвинутой гипотезы объяснялся утратой Я, открывающей брешь для этой утечки. Определение меланхолии как «нарциссического психоневроза» подтвердилось, так как речь шла именно о разрыве функции нарциссизма. Фрейду не хватило в этой статье определения субъективной позиции, которая приводит к утрате и геморрагии. Этому и была посвящена последняя заметка Фрейда на данную тему в 1923 г., после построения теории влечения к смерти (в работе «Я и Оно», 1923). Такая субъективная позиция описывается одним словом: отречение.

Что для нас важно: Фрейд сравнивает эти психологические характеристики как состояния реакции на утрату, и то, что они содержат в себе «Могилу, которая возникает из нормального отношения к жизни».

Дальше Фрейд говорит, что в меланхолии мы можем видеть «болезненное угнетенное состояние, отсутствие интереса к внешнему миру, утрату способности любить, сдерживание любой активности, снижение самоуважения до самосуда и самобичевания, что достигает своей вершины в ожидании наказания».

Фрейд в принципе согласен, что это может быть и в скорби, такие же черты, кроме одного - нарушения самоуважения. При меланхолии люди могут не знать, что утрачено, помним: меланхолик знает кого утратил, но не знает, что он утратил. В этом тезисе есть очень интересная мысль: что в утрате утратил меланхолический субъект? В себе утратив вследствие утраты объекта? То есть мысль об одновременности и взаимозависимости двух бессознательных аспектов утраты объекта при меланхолии. Один охватывает природу связи меланхолика с объектом, а другой - смену в результате ответа на утрату объекта. В попытке понять природу утраты объекта Фрейд и обращается к снижению самооценки меланхолика.

То есть «бледным и пустым становится не мир, а его эго, Я становится никчемным, морально жалким, меланхолик себя упрекает, унижает, ожидает, что его прогонят и накажут. Он унижает себя перед родственниками и сочувствует им, что ни связаны с таким никчемным существом. Он не думает, что у него произошли изменения, распространяет самокритику назад в прошлое и декларирует, что никогда не был лучше». Одна часть эго противопоставляет себя другой, осуждает ее и объективирует , - говорит нам Фрейд. - «Это представление, которое называют сознание, и нам надо найти доказательства, что оно может заболевать само собой».
Густав Климт. Три возраста женщины
Вспомним, что от исследования актуальных неврозов в 1895 году, в чьей этиологии не участвуют никакие психические процессы, и защитных психоневрозов (истерия, навязчивость), чье возникновение, напротив, полностью психическое, Фрейд выстраивает энергетическую теорию. Она основана одновременно на оппозиции между сексуальной соматической энергией и сексуальной психической энергией, а также на необходимости трансформации одной в другую. Фрейд выдвигает гипотезу, что меланхолия происходит из нехватки адекватной разрядки сексуальной психической энергии, так же, как и тревога происходит из нехватки разрядки соматической энергии. Таким образом, меланхолия заключалась для Фрейда на тот момент в чем-то «имеющемся при неврозе тревоги». Развивая этот тезис, Фрейд разрушил его основание, то есть различение двух типов энергии, объединив их под общим названием либидо. Но в том же 1895 г. он высказал догадку о том, чтомеланхолия состоит из некоего «траура, спровоцированного утратой этого либидо», или более строго, что меланхолия соответствует «либидинальной геморрагии». Двадцатью годами позже Фрейд смог предложить новый тип разделения на психоневрозы переноса, понимаемые как «негатив перверсии» в результате воплощения (вытеснения, интроверсии) сексуальных влечений, и нарциссические психоневрозы, происходящие от «плохих судеб» (либидинизированных) влечений Я. То есть речь теперь идет об общем пересмотре теории влечений (подробнее об этом в статье «Влечение»), об использовании Я, благодаря нарциссизму, как важнейшего объекта любви, а также о возможности осмысления психозов. В результате, с того момента психозы понимались как продукт сосредоточения либидо в я, что приводило либо к его дефракции (парафрении), либо к чрезмерному расширению (паранойи), либо же, в точности как в случае меланхолии, к «поглощению» и далее к истощению либидо, и к потере Я в конечном итоге.

Фрейд говорит, что если мы будем терпеливо слушать меланхолика, то удивимся, сколько разных самообвинений он может на себя спроецировать, многие как будто и не подходят этому субъекту, согласно некоторых модификаций, они присущи больше тому, кого любит пациент, любил или хотел бы любить. И тогда мы находим ключ к клинической картине: понимаем, что упреки его есть на самом деле упреками любимому объекту. То есть Фрейд видит то, что не замечал раньше: обвинения, какими меланхолик себя осыпает, репрезентируют бессознательно смещенные атаки на любимый объект. И дальше это - борьба, амбивалентные чувства к любимому объекту. Меланхолик негодует на объект за то, что он разочаровал его и создал для него большую несправедливость. Этот эмоциональный протест угнетается, то есть, меланхолик с одной стороны обвиняет себя, а с другой - возмущается. От бунта против несправедливости он приходит угнетенному состоянию, то есть привязанность либидо к конкретному объекту была какое-то время, а потом, из-за разочарования или безразличия от этого человека, отношения с объектом разрушаются. А свободное либидо не было перенесено на другой объект, а было отобрано в Я. Там оно (любовный эмоциональный вклад, изъятый из объекта) способствует идентификации Эго с отброшенным объектом. Поэтому тень объекта упала на часть Я, которая с этого времени может быть осуждена специальным представителем (другой частью Я) так, как будто это покинутый объект. То есть утрата объекта трансформировалась в утрату Я (уменьшение самоуважения), а конфликт между Я и любимым объектом был трансформирован в раскол между активностью, которая критикует части Я и Я, замененным идентификацией.

Иероним Босх. Портрет старухи
Быть ничем
Отброс - это я, - говорит меланхолик. Это решение помещено в склеп Я, глубоко там похоронено, и является носителем тайны. Что-то, что было ожидаемо, не произошло. Можно ожидать, но надежда не оправдалась, ничего не пришло. Когда это повторяется, устраняется способность желать, любить - состояние полного бессилия. И тогда нужна защита. Я - ничто, отброс, и докажу это, что все провалил, во всем виноват, потерпел неудачу, мой мир в руинах и я тоже руина. Защита производится ощущением быть ничем. Меланхолия поразительно похожа на траур (часто ее и обозначают как «патологический траур»), т.е. на аффект, возникающий в ответ на утрату, и теперь, мы можем сказать, вслед за Фрейдом, скорби по утрате чего меланхолик предается: «скорби по утрате своего либидо». Меланхолия – это утрата надежды и веры. Фрейд пишет «Будущее одной иллюзии», а меланхолик не верит в эту иллюзию. Это провал веры в бога. Его собственное Я деконструировано, оно в руинах.

Жак Асун в «Меланхолической жестокости» пишет от том, что маленькую надежду все же меланхолик может получить, «зацепившись» за волосок, жест руки, взгляд, любой объект. Меланхолия также - ностальгия по будущему. Так как обещание невозможно, но вдруг жест или слово, или объект зависимости возвращает надежду. Пожилая женщина, которую описывает Оливье, проживала себя погруженной в сферу, где приумножаются исчезновения.

Он однако замечает, что «Исчезновение отлично от утраты. Траур возможен лишь в случае, если психическая работа позволяет принять факт утраты. Исчезновение не приводит к созданию психической конструкции, возможной при утрате, однако сама сущность субъекта угасает с исчезновением потерянного объекта. Нам нечего прибавить к знаменитой фразе Фрейда из «Скорби и меланхолии», а именно «тень объекта пала на Я». В данном случае исчезновение не приносит много боли, но опустошает, скоблит внутреннюю пропасть».

Наиболее любопытно, что клиницист смог нечто важное сказать мадам, опираясь на наблюдение ее речевого акта. Все-таки и при меланхолизации даже у психически сломленных преклонным возрастом людей некоторый символический обмен возможен, и не только в регистре вербальных галлюцинаций (интуиция, ритурнель, неологизм), - считает Оливье. У его пациентки наблюдались и неологизмы, и это не обязательно причудливое слово, но не ассимилируемое из-за незаменимости. Неологизм стоит субъекту озарения и стоит особняком, вне повседневных слов. Об этом писал и Крепелин, который различал неологизм писателя и психотика по сути применения. Повторы, ритурнели — это весьма заметные звукофикации. Иногда объединенные частичкой «без». Эта дама раскачивалась телом и качала головой, произнося: «хлебушка без хлеба», «водицы без воды» и т.д. Так же, как и ритурнели, используются меланхолические прерванные фразы: «ты всего-навсего… ». И, конечно, преследования, которые отчасти соответствуют паранойе. И вдруг эти вербальные галлюцинации пожилой мадам стали постепенно преобразовываться «в иное качество физической жизни так, будто колыбельная песня изменила ее манеру говорить» - они инкрустировались в колыбельную. «Кушать, детки, кушать, водицы, без воды, хлебушка, без хлеба».

Неожиданно Оливье стал различать смесь французского языка с региональным диалектом Бретани. К тому же был не только речевой акт, но и телесный. Она раскачивалась, как младенец в люльке или на руках у матери, погружаясь в ранний и интимный язык, сокрытый в успокаивающих вкраплениях мелких вербальных галлюцинаций. Когда она начинала напевать, как будто сама себя убаюкивала, это повторы, ритм: «ротик безо рта», «глазоньки без глазок».

Далее клиницист описывает свои наблюдения: «В последующие дни возвращаются повторы; вербальные галлюцинации проявляются как элементы языка в речи. Она будто бы ни к кому не обращается, но говорит уже в моём присутствии и не втихую. «Ротик, безо рта, глазоньки, без глазок»: так были по-новому переформулированы ритурнели. Я готов поклясться, что эти ритурнели, произносимые как бы в никуда, были обращены мне… Я продвигаюсь наощупь. «Глаза, рот», - напевает она, вид у нее при этом довольный. Несколько растерявшись, я предлагаю ей заняться лепкой. Глиняная масса постепенно обретает форму: становится видно, что это лицо. И наконец-то она выговаривает: «Рта у меня не было, глаз не было, слуха не было». Вот почему эта пациентка в летах не принимала пищу с другими. На мои досаждающие банальные вопросы: «Но почему бы вам не поесть со всеми остальными?», она отвечала резко: «А каково же мне без рта-то».

Что означает «оказалась безо рта»? Рот превратился в дыру. То есть он не был наполнен влечениями. Рот глотает, рот выплевывает, в том числе слова. В дыру, в отсутствие эротической игры влечения, все попросту проваливается. Здесь можно обратиться к позиции Лакана рассмотреть меланхолию и скорбь через концепцию объекта маленькое а и нарциссический образ. К примеру, если Фрейд, различая скорбь и меланхолию, делает принципиальное замечание: меланхолик знает, кого потерял, но не знает, что он при этом утратил, то Лакан называет это «что» нарциссическим образом, идеальным и не распознаваемым i(a). К мысли Фрейда о ритуале скорби, позволяющем во времени навязчивого повторения изжить утрату объекта любви, Лакан добавляет идею объекта а, объекта причины желания, который скрывается в возлюбленном. И дифференцирует фрейдовский утраченный объект. Субъект привлечен к объекту а, отделенному от означающей рамки, от того, что Лакан называет сценой мира. И работа скорби предстает в том же и одновременно, полностью противоположном свете. В поддержке и сохранении малейших деталей утраченного она нуждается исключительно для того, чтобы восстановить связь с подлинным, завуалированным объектом своих отношений, с объектом а. Впоследствии на место его можно будет поставить следующий предмет любви – предмет, который будет значить не больше, чем тот, что это место занимал до него. Объект а, будучи всегда уже утраченным, делает возможным переход к другому объекту любви. Он может быть обнаружен вновь, теперь уже в новом объекте, и, тем самым он способен совершить работу скорби.
Влечение и объект A
Эта мысль Лакана согласуется с утверждением Фрейда о том, что объект - самая переменная величина аппарата влечения. Влечение способно смещаться с объекта на объект. Объект а как объект причины желания предполагает возможность смещения либидо. Но прежде смещения - работа скорби, и она в отличие от меланхолии, имеет дело не столько с объектом а, сколько с прикрывающим его нарциссическим образом. Точнее связь с объектом может быть восстановлена через нарциссический образ. «Проблема скорби состоит в том, чтобы поддержать на зрительном уровне то, что связывает субъект не с объектом а, а с i(a), с тем образом, которым его любовь нарциссически выстроена» (Семинар Х). Меланхолию же Лакан поместил в область психозов и уточнил занимаемую субъектом позицию: «боль в чистом виде», боль существовать. Это касается утраты, которую необходимо отличать от нехватки. (Если нехватка вызывает субъективное желание (желание возникает потому, что есть нехватка в чем-либо), утрата, напротив, расстраивает желание. Она дает субъекту чувство, что утраченный объект и есть тот, которого по-настоящему желаем, то есть она непрерывно восстанавливает недостающий объект a, заполняя этим нехватку и перехватывая ее функцию). Можно сказать, что утраченного объекта меланхолику никогда не-не хватает: то, чем он обладает в самой утрате, подавляет любое желание. Также Лакан говорит о любви, с ее противоположной желанию стороны в общем ракурсе со смертью. Меланхолический субъект ничто по сравнению с любимым (и идеализируемым) объектом и происходит подвисание в этой точке (любовь, как известно, не имеет длительности), что решительно устремляет субъекта на орбиту влечения к смерти. И акт «забивания на», в котором Лакан видит знак несостоятельности дискурса, и акт отмечает точку, где невозможна более никакая речь.

Чем больше обращения к Другому, тем ближе миг, когда субъект падет, дойдя до края своего «вне бытия», и наконец в падении встретится с самим собой на меланхолическом обручении со смертью. То есть, объект а, будучи всегда уже утраченным, делает возможным переход к другому объекту любви. Он может быть обнаружен вновь, теперь уже в новом объекте, и, тем самым он способен совершить работу скорби. Но у меланхолика это не состоялось. В то время, как утраченный объект меланхолика и его нарциссические идентификации с ним действительно находятся полностью в Воображаемом, сам меланхолик же, как субъект, находится в регистре Символического. Он потерпел там крушение, как говорит Лакан. Он без остатка там застрял, в цикле навязчивого повторения предавшись символизации себя самого как утраченного объекта, но при этом означающие как будто бы перестали действовать. Это и составляет всю сложность меланхолии: кольца Воображаемого и Символического никак не зацеплены друг с другом, идентификация и символизация оттёрты, оттеснены друг от друга. В этом, похоже, и заключается расщепление, так свойственное меланхолии: расщепление внутри Я, расщепление между любовью и ненавистью. Регистру же Реального в меланхолии соответствует то, что Фрейд обозначал как «меланхолический комплекс», ведущий себя «как открытая рана», который «опустошает Я до полного». О меланхолии как о «ране» и «внутреннем кровоизлиянии» либидо Фрейд говорил еще в т.н. «Черновике G», самой первой его попытке осмыслить меланхолию.
Лукас Кранах. Меланхолия
Лакан также, затрагивая вопрос меланхолии, произнес следующее: «…Дыра в Реальном, спровоцированная утратой, реальной утратой, потерей, невыносимой для человеческого существа, провоцирующей его скорбь; эта дыра в реальном образовывается функцией, являющейся изнанкой того механизма, который я представил ранее под названием Verwerfung» (Семинар VI). Если в психозе отброшенное означающее возвращается в Реальном, то в меланхолии недоубитая, неживая, немёртвая (вечно ни живая ни мёртвая) Вещь возвращается в Символическом. Возвращается именно как неясный призрак, а не как полнота и плотность галлюцинации. Возвращается всякий раз, сопровождаемая символическим требованием наконец убить ее, покончить с ней. И дыра в Реальном тогда как раскрытая рана, как прорванная труба, в которую уходит всё наслаждение субъекта. И действительно, очень тяжелая клиника меланхолии с ее симптоматикой абулии, ангедонии и кататонии, пересекающаяся с клиникой аутизма или деменции, состояниями, когда символизация по каким-то причинам терпит неудачу, похоже, даёт свидетельства тому, что субъект находится где-то очень близко к наслаждению, к самому Реальному, «примитивному Реальному», реальному, не подвергшемуся символизации (Семинар I).

В яркой клинике меланхолии влечения и означающие словно бы вообще никак между собой не связаны, между ними пропасть. Это то, что Юлия Кристева называет меланхолической асимволией. Тело тогда словно бунтует против языка, против попыток его умиротворить, какими бы они ни были. Когда субъект говорит: «У меня нет рта», это не значит, что он не осознает это место. Но то, как мы связаны с собственным телом, имеет весьма шаткую основу, что выражается в нарушении образа тел, как нам говорила Дольто. Мы различаем телесные отверстия, глаза, рот потому, что подвержены поддерживающему действию влечений. Все эти различия различимы в тонкой игре метафор, а их отсутствие приводи к потере границ влечения. Отверстия неразличимы и ничто не удостоверяет несходства, которые позволили бы выделить части тела. Именно эта катастрофа делает тело непригодным для жизни («мания отрицания» и «мегаломанией»). Например, при синдроме Катара тело сводится к поверхности с единственным отверстием, и любая поверхность может быть затянута в эту дыру, тогда субъект сворачивается до точки, до прорехи в мире. Он в этом мире лишь компактное пятно, продырявливает мир, сам он при этом не является сквозным.
Альбрехт Дюрер. Старуха с кошелем
Что-то вместо обещания
Доктор Дувиль говорит о своих наблюдениях в клинике «меланхолических омозолелостей», которые на первый взгляд выглядят как деменции. Речь о нарушениях отношения субъекта во времени и в пространстве. Затем, опираясь на тексты Жана Ури, он нахолит понятие «пейзаж» как сеть точек сцепки меж телом и миром. Клиницист становится частью пейзажа для субъекта.

«Что до пациентов в меланхолизации преклонного возраста, то вы обнаруживаете себя с ними и вместе восстанавливаете возможность существования пейзажа. Заточение в приюте, замкнутость, пренебрежительный нозологический ярлык усиливают меланхолическую катастрофу. Вследствие этого, в меланхолии не проигрывается, как обычно следует, диалектика сепарации и привязанности. Те другие, с которыми можно было бы сблизиться, неустойчивы, непостоянны, и держатся на весьма слабой идентификации либидинального образа тела. Все-таки они помогают субъекту, хоть и мимолетно, «надевать» свое тело»

Меланхолия — это также и история исчезновения регистра присутствия ближнего, которое помогло бы переносить все неразрешенное, неловкое, невыразимое в отношении к телу, оно как будто исчезает, то забирает с собой либидинальные протозаписи субъекта.И потому Оливье предупреждает: за проявлениями деменции мы зачастую сталкиваемся с реманентными меланхолиями, хотя это может не быть отмечено явно. Часто подобные проявления скрыты за рубцами от паранойяльных приступов преследования. Понятно, что если речь о преследовании, значит, есть и преследователь. Если другой хочет что-то получить от меня, значит, я существую. И субъект снова входит в процесс как ход развития.

Пожилым людям с особым отношением к воспоминаниям и узнаваниям, чаще всего ставят диагноз «деменция». Но многие исследователи склоняются к тому, что часто речь идет о неявных меланхолиях, которые могут быть приняты за проявления деменции.

И тут самый важный посыл Оливье Дувиля: «Ощущение умирания, таким образом, можно понимать как отказ умирать через неосознаваемое возвращение зеркальной проекции на другого. И (.....) необходимо исследовать, как ранний родной язык наших так называемых дементных продолжает их поддерживать, убаюкивать. Конечно же, под термином «родной язык» я здесь подразумеваю не только социальную речь, но и тот язык, в котором субъект принимал первую заботу и прожил первые сепарации».

Он говорит, что специфические следы могли иметь место в детстве, и это не отсутствие воспоминаний, а воспоминания об отдельных вещах. Необязательно просить рассказчика вводить такие фрагменты в его историю, и ни в коем случае не следует их интерпретировать. Поскольку проживание «элементарных феноменов» относятся к проживанию «провала» тела, а это испытание, где есть очень пугающий аспект: провалу тела сопутствует проваливающийся мир, который утрачивает грамматический строй.
Германн Керн. Игрок на скрипке
Вращатели и озвучиватели мира
Жан Ури рассказывает в «Созидании и шизофрении» об Артуре, который привязался к водосточному желобу, с которого капают капли. Артур сливается не с самим желобом, а с подтеканием капель. Артур говорит: «Я оборачиваю мир», «Если я перестану его оборачивать, мир перестанет вращаться». Оливье приводит в пример еще одного пациента, который был определен в клинику с деменцией. Каждое утро, примерно в течение часа, он внимательно смотрел в небо. Он ожидал птицу, которую звали так, как слоги из девичьей фамилии матери, которая погибла в ранней юности, когда пациент был ребенком. Птица должна будет запеть, чтобы упорядочить хаос звуков мира, кишащий неразборчивыми шумами. Однако он никогда не видел эту птицу. Лишь только птица пропоет, в мир снова вернется речь, восстановятся краски; а пока люди вокруг произносят разрозненные слова, и только изредка его удается увлечь беседой.

Юлия Кристева отмечает, что «У меланхолика первичная идентификация оказывается хрупкой и неспособной обеспечить иные идентификации, в том числе те символические идентификации, на основании которых эротическая Вещь могла бы превратиться в Объект желания, захватывающий и гарантирующий непрерывность метонимии удовольствия. Меланхолическая вещь прерывает метонимию желания, а также противопоставляет себя внутрипсихической проработке потери. Как приблизиться к этому месту? Сублимация — попытка, направленная на эту цель: благодаря своим мелодиям, ритмам, семантическим многозначностям так называемая поэтическая форма, разделяющая и перерабатывающая знаки, оказывается единственным «вместилищем», которое, похоже, обеспечивает ненадежное, но адекватное овладение Вещью».

Возможно, для пожилых людей преодоление меланхолических тупиков связанно именно с сублимацией, и их песни, рисунки, лепка могут не только прояснить суть ранних травм, несостоявшихся обещаний, но и помочь обрести опоры.

«В наших клиниках и приютах, рядом с нами, - пишет Оливье, - обитают вращатели мира, озвучиватели мира, осветители мира; звуки и ритм Земли, содержание людских речей, все мыслимые и немыслимые цвета и оттенки пребывают лишь под их ответственностью. Они могут казаться робкими, зажатыми, отстраненными, но все это оттого, что на них лежит задача поддержания миропорядка. Давайте же, нетерпеливые контролеры здравого смысла, проверяйте, как они умещают свои темпоральности в наш банальный календарь, и переспрашивайте затем: «Так какой сегодня день?». А они не будут знать. Поскольку они не стремятся делить мир на фрагменты, они должны не допустить его исчезновения. Главное для них, в смысле физическом и метафизическом, чтобы мир не обрушился – ведь если миру придет конец, то воцарившийся хаос и их низвергнет в пучину небытия».

Что же такое меланхолия пожилых людей? Это не только иной цвет, вкус или его отсутствие, шумы и звуки, страх и страсть. Это жизнь в пустыне, до боли однообразная, и пара каких-то руин прошлого. Но если мы будем внимательны, и попытаемся их слушать, а также сможем дать живые слова участия, не пренебрегая субъектом, то увидим, как неожиданно может возродиться «телесный каркас, на который стягиваются обрывки памяти, возрождается надежда на помощь, и пустоту снова наполняет живительный хаос». Лакан дал одно из возможных нахождений этой странной, тёмной дыры в Реальном: «Означающие… начинают проделывать в реальном дыры, среди которых и появляется, наконец, дыра, именуемая субъектом» (Семинар Х). То есть субъект и есть дыра в Реальном. А стало быть, невозможен субъект, который не был бы меланхоликом. Просто с возрастом бытие становится тусклее, площе и преснее. И пустота тогда становится ожиданием.

1. Фрейд З. Набросок психологии. - Ижевск: ERGO, 2015
2. Фрейд З. Печаль и меланхолия //. Психика: структура и функционирование. М.: Академический проект, 2007d. С. 208–223.
3. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия //. Психика: структура и функционирование. М.: Академический проект, 2007e. С. 72–129
4.Фрейд З. Черновик G. https://dreamwork.org.ua/фрейд-черновик-g-меланхолия/
5.Фрейд З. Я и Оно //. Психика: структура и функционирование. М.: Академический проект, 2007g. С. 130–179.
6.Фрейд З. Об основании для отделения определенного симптомокомплекса от неврастении в качестве «невроза тревоги» (1895 [1894]) // Фрейд З. Собр. соч. в 10 тт. Т. 6. Истерия и страх. М. : ООО «Фирма СТД», 2006. С. 25–49
7.Лакан Ж. Семинар Х, М.: Гнозис; Логос, 2010. — 424 с. (с. 403-421).
8.Бертон Р. Анатомия меланхолии. М.: Прогресс, - 2005, -830 с
9.Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика, - 2006
10.Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб.: - Союз, 1998
11.Жижек С. Чума фантазий. 2012, 2017 Гуманитарный центр. с.33-87, 219-268
12.Кристева Ю. «Черное солнце», глава . 2, стр 9-83.
13.Ломброзо Ч. Гений и помешательство. М.: Республика, 1995.
14.Руднев В. Энциклопедический словарь безумия». М. Гнозис, 2013. с. 123-132
15.Bonaparte M., Freud A., Kris E. (eds.). Draft G: Melancholia // The origins of psycho-analysis: Letters to Wilhelm Fliess, drafts and notes, 1887-1902. Translated by Eric Mosbacher & James Strachey. London: Imago, 1954. P. 101–108
16.Masson J.M. (ed. & translator). Draft G. Melancholia // The complete letters of Sigmund Freud to Wilhelm Fliess, 1887-1904. Cambridge, MA, and London: Belknap Press of Harvard University Press, 1985. P. 98–105
17.Douville. O. «Melancolie psychotique, de la nega­tion a la persecution, l'Autre du corps enjeu», L'Evolution Psychiatrique, Volume 64, 1, janvier-mars: 135-145.
18.Oury. J. Creation et schizophrenie, Paris, Galillee. 1989.


Вы можете связаться со мной удобным для вас способом
Вы можете связаться со мной удобным для вас способом