Это отношение стремится к бесконечности, учитывая квази ничтожность означаемого. но одновременно, эта формула нас вводит в то, чем буквально является бессознательное, а именно источником либо резервуаром, или более точно - местом не означиваемых означаемых, источником, где эти вытесненные означаемые артикулированы с самим происхождением желаний, то есть с влечениями, что располагается в одном месте, обозначенном Гроддеком и вслед за ним Фрейдом в качестве «Оно» (3). И особенно эта двойственность языка, эта двойственность обозначения и значения, нас вводит в главную основу психоанализа, а именно Spaltung, раскалывание, разделение.
Факт того, что один язык может как обозначать конкретный объект, так и означивать что-то, что пока невыразимо иным способом, постоянно нас поддерживает в возможности скольжения, не узнавания одним языком другого, в возможности того, что как только мы располагаемся на одном уровне, мы автоматически не узнаем второй. И если мы хотим уточнить, в чем состоит психоаналитическая работа - это отследить другой язык, который не узнается в тот или иной момент. Это может работать в двух смыслах: как правило, это работает, подчеркивая пропущенное, забытое, вытесненное значение, но иногда также мы находим убежище в значении, тогда как означаемое, которого мы опасаемся, находится здесь, под рукой.
Это возможно самое важное, что мы должны запомнить, и мы будем постоянно этим пользоваться, что мы никогда не должны терять из виду это различение между двумя языками и этой формулой языка значения в которой вытесненное означаемое конституирует бессознательное. Это не означает, что означаемое, однажды преданное слову, не может в свою очередь стать означающим, но это уже другая история.
Самая главная задача сейчас - это попытаться уточнить, что это за вытесненное или недоступное означаемое, это означаемое, эта точка, когда влечение схватывается дискурсом. Эта точка уже была достаточно давно обнаружена Фрейдом, это то что он назвал фантазмом «die Fantasie» (4) . Фантазм он описывает как белого негра, участвующего одновременно в двух сферах - биологической и вербальной. Фантазм мы практически никогда не встречаем в чистом состоянии. Мы в его отношении находимся в позиции лингвистов, или скорее филологов, которые теоретизируют по поводу происхождения наших языков - языков нашей культурной эпохи, - и представляют у истоков этих языков один утерянный индоевропейский язык, который можно обнаружить только по его следам.
То же самое можно сказать в отношении фантазма. Мы его никогда не ухватываем напрямую, только его «отпрыски». Эти отпрыски приводят за собой все продукты бессознательного, продукты воображаемого, из которых мы можем извлечь связь с другим, то есть символическое измерение.
Оставим это символическое измерение и вернемся к продуктам воображаемого, таким, как например, сновидения, которые проигрывают фантазм, но в форме производных, которые проявляют Entstellungen, преобразования фантазма с помощью работы сновидения, и которые являются не его производными, но силами, задействованными в этой работе, первичными процессами, а именно - смещение, сгущение в отношении изобразительности, Rucksicht auf Darstellbarkeit, как писал Фрейд (5). Эти процессы приводят к манифестной идее сновидения, а латентное содержание размещено в артикуляции между первичным и вторичным процессом. Нет возможности выйти за рамки этого, пойти дальше, к чему-то, что было бы фантазмом, формулу которого, данную ему Лаканом, я вам уже записывал: $ ◊ а.
«S перечеркнутое» - это, как вы знаете, субъект бессознательного, недоступный сам себе. Я вам только что говорил о том, как что-то из субъективного может быть схвачено каждым из нас, а именно в признании, впоследствии удовлетворения желания. «Маленькое а» представляет объект причину желания. Это а может представлять влечение: оно достаточно неконкретно, чтобы подвергаться любым теоретическим разработкам. Что важно обнаружить, что в этой записи, резюмирующей фантазм, есть субъект, объект и знак, своеобразный ромб, который является суммой знаков включения, исключения, усиления, декрещендо — вы можете найти другие, все подойдут, - иными словами, в этот пуансон вписываются все возможные формы отношений между субъектом и объектом, то есть любые формы желания. Или, если быть более точным, в этом пуансоне захвачено влечение, которое подвергается таким образом, присутствием субъекта и объекта, конкретизации, оформлению, которое составляет фантазм - именно эта артикуляция между сферами биологического и влечением, между сферами витального и дискурсом. Потому что с момента, когда фантазм будет функционировать, первичные и вторичные процессы, которые являются процессами вербальной трансформации, смогут привнести в дискурс субъекта то, что мы должны будем в нем найти, а именно - его утраченные, полностью бессознательные причины, с целью вернуть их в распоряжение субъекта.
Разница между фантазмом и влечением заключается в том, что в фантазме появляются и субъект и объект и здесь простое умозаключение нам позволяет утверждать, что объект, маленькое а, захваченный в фантазм, не будет ни в коем случае объектом будущего. Нет никакой возможности, никакой трансцедентности, которая вписала бы в субъекта или в фантазм субъекта будущий объект. Таким образом, объект обязательно захвачен в актуально субъекта в момент конституирования фантазма, то есть в первые моменты конституирования личности. Эти объекты, о которых мы уже говорили, в частности в прошлом году, являются объектами требования: требования субъекта или требования матери, объекты, появляющиеся одновременно. То, что представлено грудью, является требованием субъекта, а экскременты - требования матери. Но здесь смешение требования одного и другого является абсолютным, поскольку не поступало бы требования есть от ребенка, если бы не было требования кормить со стороны матери; не было бы требования дефекации объекта от матери, если бы не было этого объекта, предоставляемого или предлагаемого ребенком.
Таким образом, объект, содержащийся в фантазме, обязательно является объектом прошлого, и никоим образом не одним из объектов, которыми модель какой-либо социальной адаптации хочет обеспечить субъекта, то есть с которыми он или она сможет создать пару. Иными словами, объект фантазма - это объект всегда устаревший, вышедший из употребления, обычно выброшенный из взрослой жизни, другими словами, и я остановлюсь на этом, фантазм всегда является перверсивным фантазмом.
18 февраля 1974
Люсьен Израэль «Истерия»
Перевод О.Колчановой