Героиня настаивает, чтобы сексуальные акты с Клеммером происходили в одной из комнат её квартиры, так, чтобы звуки слышала мать. Вальтер в отвращении покидает её. Реальность психической жизни Эрики совершенно не соответствует его романтическим представлениям о любви. И, когда отношения с Вальтером заходят в глухой угол, там они звучат, как стон. После первой встречи с Вальтером, побитая, покинутая и не понятая, дочь бросается на мать, и со сдавленным «люблю тебя» рукой достигает ее вагины. Отчего же – ведь они делили супружеское ложе много лет? Вот он, супружеский долг, отдавай. Безумный взгляд матери, ее хрип, шок самой Эрики, жалость, замешанная на чувстве вины. Она удивлена и напугана тем, что обнаружила у матери под юбкой. Инцест между матерью и дочерью в «Пианистке» выглядит гиперболизировано, карикатурно, и он как финальный аккорд, апогей другого вида инцеста, который, собственно, и был постоянным в их отношениях. Это «инцест, не реализуемый в сексуальных действиях» (по выражению А. Наури). Но это инцест, то есть кровосмешение, и, попробуем предположить, что Эрике неслучайно нравится не просто наносить себе увечья на половых органах (месте совершения акта), разрезая половые губы, промежность, но и наслаждаться видом крови. Плененной дочери не хватает ресурса, чтобы принять материнское разочарование, оставив ее неудовлетворенной, и отсюда катастрофические саморазрушительные тенденции, которые мы видим у Эрики, и поиск наслаждения через боль, через перверсивные отношения. И то, что Ж. Лакан назвал «опустошением», это проявление скрытой ненависти, постоянно присутствующей в исключительной любви между матерью и дочерью. «Оно объясняет невозможность гармонии в этой любви, которая сталкивается с невозможностью сексуального выражения». Цель такой инцестузной любви - наслаждение чужой идентичностью, удовлетворение нарциссических потребностей.
Спровоцировав Вальтера, Эрика таки добилась с его стороны побоев и даже изнасилования. Но удовольствия ей это не доставило, поскольку её сценарий был нарушен. Ведь мазохизм - это фантазия о том, чтобы быть битым, а не избитым, об удовольствии от ощущения себя плохим, от полного осознанного отречения от контроля. Вальтер ни садист, ни мазохист. И он не может понять ее. Поэтому просто бьет. («Я готов играть в любые игры, но я не хочу играть только по твоим правилам!»). Эффект палимпсеста. Она хочет боли, а не радости. Чувство жизни для нее - чувство боли.
Многие исследователи мазохизма утверждали, что это то, с чем сталкивается каждый человек: исповедь, обнажение и прочие душевные нюансы. Мазохизм важен не столько для сексуального удовольствия, сколько для жизни души. Фантазия творит реальность. Мазохизм - не абсолютное извращение, не ущербность, не отклонение от нормы, а отражение души во время ее мучительных страданий. З.Фрейд в работе «Экономическая проблема мазохизма» утверждал, что «В явном содержании мазохистских фантазий выражается также чувство вины, поскольку предполагается, что человек совершил нечто преступное, что должно быть искуплено всеми болезненными и мучительными процедурами. ...момент вины приводит к третьей, моральной форме мазохизма... (в котором) ослаблена связь с тем, что мы признаем за сексуальность». Фрейд говорит о том, что в практике встречается много пациентов с бессознательным чувством вины. «Удовлетворение этого бессознательного чувства вины есть, наверное, самая сильная позиция того выигрыша (составного, как правило) , который человек получает от своей болезни, — суммы сил, которые восстают против выздоровления и не желают отказываться от болезни. ...и мы видим, что единственно важным было лишь суметь сохранить известную меру страдания». Затем Фрейд заменяет «бессознательное чувство вины» на «потребность в наказании», связывая его как потребность в наказании от рук какой-то родительской силы. «Желание быть избитым отцом стоит весьма близко к другому желанию – вступить с ним в пассивную (женскую) сексуальную связь». Но те же самые лица, которые, перестав быть объектами либидинозных импульсов, продолжают действовать в Сверх-Я в качестве инстанции, известной нам как совесть, принадлежат также и к реальному внешнему миру. Это из него они были изъяты; сила их, за которой скрываются всевозможные влияния прошлого и традиции, была одной из самых ощутимых манифестаций реальности. Благодаря этому совпадению, Сверх-Я, заменитель Эдипова комплекса, становится также представителем реального внешнего мира и, таким образом, образцом для устремлений Я. По мнению Фрейда, боль и страдания уже сами по себе являются наградой или вознаграждением, а не только ее предваряют: «Страдания, составляющие невроз, представляют собой тот самый элемент, который придает ценность склонности к мазохизму». Даже когда одна форма страданий превращается в другую, «сила страданий должна поддерживаться на определенном уровне».
Но в сексуальной жизни вознаграждение не должно быть ограничено моментом оргазма; оно начинается с наказания, сексуально возбуждающего и половые органы, и фантазию. Независимо от того, включает оно или нет физическую боль, столь желанное для мазохиста наказание само по себе вызывает у него наслаждение. Приступ мазохизма может быть похож на психический оргазм, насильственную, полную экстаза потерю контроля. Когда мазохизм становится центром и смыслом жизни, «ядерным комплексом», можно сказать, что приступ мазохизма распространяется на всю жизнь.
На следующий день после жуткого инцидента Эрика с матерью отправляются на концерт, где преподавательница должна подменить травмированную Анну. Оставшись одна в холле, она ударяет себя ножом повыше сердца, после чего уверенным шагом покидает здание. Вонзает не глубоко. Не сильно. Хотелось бы на глазах у Вальтера. И в сердце. Но он стоял в толпе студентов. Поэтому поиск наслаждения ограничился легким уколом и привычной струйкой крови. Боли, по обыкновению, не было...
Сумерки разума и Шуман
...Что еще интересно, так это история рождения Эрики, кто ее отец и где он. («Эрика явилась в мир не раньше, чем минули трудные годы супружеской жизни. Как только отец передал эстафету дочери, он незамедлительно «покинул сцену»). «Возвеличивающему отклонению матери соответствует аннулирующее отклонение отца, отец есть ничто, то есть лишен всякой символической функции», - отмечал Ж. Делез («Представление Захер-Мазоха»). Мать перестает ориентироваться на него и символически покидает свое место в генеалогической паре. Ей даже необязательно осуществлять конкретные действия, чтобы сформировать общий секрет с дочерью, достаточно просто не оставить пространства для общения с отцом (как это описано в одной из книг А. Наури «Пространство для отца»). Эрика говорит Клеммеру во время знакомства, что отец сошел с ума и находится в психиатрической лечебнице. О месте мужчины (в романе) написано красноречиво: «Припозднившиеся отцы семейств стучатся в двери домов, в которых они, словно ужасные удары молота, обрушиваются на своих домочадцев»). Интересно и описание рождения Эрики: «Когда она (мать)... увидела выползающий из ее собственной утробы бесформенный комок глины, она не мешкая принялась энергично месить и обрабатывать его, стремясь сохранить чистоту и утонченность»). С.Лессур говорил в статье «Как замалчивать субъекта» о том, что «когда реальный отец сведен к функции объекта, необходимого для воспроизводства, чистого объекта реальности, он становится простым сперматозоидом, как это происходит во многих парах общества постмодерна». И тогда проект наслаждения не конституируется с мужчиной, вполне может замещаться любым объектом реальности (игрушки для мазоигр Эрики, лезвие, кровь, порнография).
Об отце Эрика говорит в связи с музыкой Шумана и Шуберта. Они – ее любимые композиторы. И тоже безумцы. Эрика, едва познакомившись на домашнем концерте с Клеммером, не дрогнув, ровным голосом говорит: «Вы слушали Шумана накануне сумасшествия? Он уже знает об этом. Разум еще не оставил его. Он пишет о сумерках. Шуман накануне безумия. Он глубоко страдает от этого. Он пишет о безумии. Оно вот-вот настанет. Он знает, что сходит с ума. Глубоко от этого страдает, но делает последние усилия. Это тот момент, когда человек еще понимает, что такое потерять свое Я перед тем, как его все покинут. Мне не стыдно говорить о сумерках разума – мой отец умер в сумасшедшем доме...» Когда будущему композитору исполнилось 16 лет, его больная сестра покончила с собой. Было блестящее начало карьеры (прекрасные табели во всех учебных заведениях, имперский хор мальчиков, занятия у Сальери, который его прямо аттестовал как гения). Но Шуман страдал хроническим нервным расстройством, был подвержен депрессии. Мысли о самоубийстве и депрессии были у Шумана и в молодости – и они тщательно запротоколированы в дневниках, но, как ни удивительно, не в композициях. В зрелом возрасте композитор постоянно слышал в ушах ноту ля второй октавы, возможно, это следствие болезни уха. Другими симптомами были видения, сам композитор признавался, что видел призраки Шуберта и Мендельсона, ощущал предчувствия смерти, испытывал акустические галлюцинации («ангельская музыка»). Шумана посещали галлюцинации: говорящие столы, виделись складывающиеся в аккорды и музыкальные фразы звуки. В начале 1850-х годов Роберт Шуман регулярно ездил на гастроли, что привело к тому, что немолодой уже человек стал постоянно уставать. Верным спутником композитора была его любимая жена, также композитор и пианистка Клара Шуман (урождённая Вик). Нервная болезнь мужа причиняла ей массу огорчений. Семейство Шуманов проживало в Дюссельдорфе. 27 февраля 1854 года Роберт Шуман вышел из своего дома в тапках, несмотря на дождь, прошёл через весь город, взошёл на мост и бросился в воды реки Рейн. Его вытащил из воды рыбак. В этот же день Клара Шуман взяла детей и покинула дом. 4 марта 1854 года по просьбе самого Шумана, при участии Клары, композитора перевезли в психиатрическую больницу доктора Франца Рихарца в Энденихе близ Бонна. Там он и провёл последние 2 года жизни. Медики вплоть до настоящего времени не могут ответить на вопрос, что послужило причиной роковой развязки. По одной из версий, болезнь Шумана была вызвана сифилисом, которым он заразился в годы студенчества, но болезнь приняла скрытый характер и долгое время не проявляла себя. Другая версия указывает на возможную опухоль мозга. Один из сыновей Шумана также окончил свои дни в сумасшедшем доме...
Пианистка говорит о двух композиторах. Но звучит музыка Шуберта. Это не первое обращение писательницы Елинек к его творчеству Шуберта. Эльфрида Елинек, профессионально занимавшаяся органом и композицией, включает музыку в свой художественный мир так же органично, как одну из форм языка: «музыка - это мир, в котором слышно течение жизни», - говорит она. Именно Шуберта выше всего ставит Эрика Кохут. Шуберту посвящено несколько статей и эссе, в которых Елинек дает поистине поэтическое описание самого музыкального процесса композитора: «в последней фортепианной сонате Шуберта вторая часть так долго остается незаконченной, нерешенной, порхающей, пока все линии не упадут на пол замертво, и становится очевидно, что целью является нечто, что не может быть достигнуто, даже если кажется, что к концу это цель найдена. ...Все движется дальше, по ту сторону, за конец музыки, которая сама по себе обозначает невозможность достижения цели». Из всего корпуса шубертовских сочинений ее больше всего волнует «Зимний путь», фрагменты которого всегда сопровождают самые жестокие эпизоды произведений Елинек. В фильме «Пианистка» сквозным лейтмотивом проходит песня «В деревне» из «Зимнего пути». Отвечая на вопрос о любимых писателях и композиторах, Елинек говорила: «меня интересуют художники, которые идут отдельно, оставаясь чужими и нам, и себе, но помешанные на точности выражения».(Здесь, кстати, заключена ключевая разница между двумя композиторами. Шуман фантастичен, а Шуберт метафизичен). Несмотря на нарастающую от номера к номеру трагичность в цикле Шуберта, все сюжетная драматургия базируется только на изменениях психологического состояния героя. Вся событийность концентрируется на разных гранях внутренних переживаний. В конце герой не умрет, но и не воспрянет к жизни. Удивительное притяжение этого сочинения, возможно, объясняется тем, что, по словам музыковеда Лоуренса Крамера, оно является «энциклопедическим музыкальным исследованием меланхолии и депрессии. Слушатель получает удовольствие от манифестации боли. Здесь нет катарсиса, нет гуманитарной солидарности – герой один. Скорее - это пример человеческой психики чувствовать бездонное страдание, но все равно идти». Таким образом, в «Зимнем пути» не стоит задача преодоления меланхолии или ее рассмотрения как одного из моментов жизненного пути, речь идет о сопровождении меланхолией до конца жизненного пути, до самой смерти. Причем сила и характер конкретного пережитого бедствия не имеет решающего значения, вступая в резонанс с другими травмами и разочарованиями, которые были испытаны в прошлом. «Для говорящего существа жизнь - это жизнь, у которой есть смысл, - скажет Юлия Кристева, - жизнь образует саму вершину смысла. Поэтому если оно теряет смысл жизни, сама жизнь тут же теряется - разбитый смысл угрожает жизни. В эти моменты неопределенности депрессивный больной становится философом»...
Под увеличительным стеклом, через которое рассматриваются переживания героя вокального цикла «Зимний путь», времени не существует, оно перестает течь, по крайне мере для лирического героя. Все его путешествие словно проходит под знаком ферматы, состоянии выпадания из потока времени, и об этом будет еще одна драма Эльфриды Елинек «Зимний путь» .