Сексуация:
перезагрузка концепции пола

Сексуация — термин Ж. Лакана, обозначающий способ, каким субъект вписан в сексуальное различие, т.е. буквально производство субъекта как обладающего полом.
Пол как выбор
Анатомия — это судьба, - сказал нам Фрейд. Что значит — судьба? - вопрошают психоаналитики после основателя психоанализа, поскольку сегодня возникает много вопросов относительно понятия женщина и мужчина. Может быть, тогда надо уточнять: «И, во-первых, какого ты пола?» «И, во-вторых, какого пола твоя мысль?» «И, в-третьих, с места какого пола ты говоришь?» Я хотела бы рассмотреть вопрос пола лишь в логике Фрейда и Лакана как основе, в следующей публикации мы обратимся позициям и других психоаналитиков, чьи размышления представляют интерес.

Пол не дан нам изначально: обычно субъект с ним сталкивается в определенные моменты бытия, когда вынужден иметь дело с фактом полового различия. И тогда он как-то пытается по отношению к нему разместиться. Часто - странно, нелепо, не совсем, не до конца. Поэтому вопросы что такое пол? зачем он? каким образом я появился на свет? - занимают субъекта на протяжении всей его жизни. Вспомним маленького Ганса и его интерес: «Мама, у тебя тоже есть вивимахер?» и «Откуда она взялась?» (когда родилась сестра). Для психоанализа это вопросы, на которые мы никогда не сможем дать точный и полный ответ. Но поразмышлять можем.

Психоанализ интересует вопрос — как пол оформляется? И здесь опора, конечно же, на концепт желания. Что же означает быть женщиной или быть мужчиной? Я желаю что? Истерический субъект зависает в этом выборе, это его главный вопрос. Но в целом психоанализ предполагает, что быть со стороны мужчины или быть со стороны женщины — это вопрос выбора. Мужчина может выбрать сторону женщины, а выбор женщины может быть со стороны мужчины. В то же время мы вполне можем предположить, что единственный, кто уверен в наличии у определенного пола - транссексуал. Потому что у него на месте классического невротического сомнения «женщина я или мужчина?» есть уверенность: «я не существую в качестве мужчины» или «я не существую в качестве женщины». Так называемая небинарность или тренсгендерность — это тоже вопрос.

Жак Лакан предложил версию, что сексуальное вообще отсоединяется от того, что связывало его с потребностями в биологическом, природном. То есть, в совокуплении. Лакан, конечно, очень всех удивил, когда в Семинаре ХХ «Еще» неожиданно сообщил, что не существует сексуальных отношений, а мужской и женский субъект, согласно его формуле сексуации, не пересекаются. То есть, исходя из этого лакановского предположения, сексуальность находится вне биологического. И поэтому «невозможно записать отношения между мужчиной и женщиной, они разделены», - подтверждает лакановскую мысль французский психоаналитик Пьер Наво. В этом Семинаре Лакан представляет нам свою схему взаимоотношения полов: «Ахилл и черепаха — вот схема наслаждения <...> наделенных полом существ. Стоило Ахиллу сделать свой первый шаг, показать Брисеиде, на что он способен, как та потихонечку, черепашкой, от него отдаляется, потому что она «не-вся» - не вся принадлежит ему. Что-то остается им не присвоено, Ахилл делает следующий шаг, и так далее <...> Зенон не видел, что и черепаха, в свою очередь, разделяет судьбу Ахилла - шажок ее становится все короче и предела своего тоже никогда не достигнет. Число, действительное число, определяется точно таким же способом. Число имеет предел, и в этом смысле оно бесконечно. Ахилл, ясное дело, может лишь обогнать черепаху - догнать ее он не в силах. Догнать ее он может лишь в бесконечности».
Пол и язык
Суть двух полов в биологии объясняется размножением. Но Фрейд, за ним Лакан, дебиологизируя пол, утверждают, что эти необратимые изменения в области сексуальных отношений у человека вызваны вмешательством языка. Необходимость размножения объясняет существование биологической пары, но никаким образом не объясняет, что означает быть мужчиной или женщиной. Эти слова появились благодаря языку и его символической функции, а на воображаемом уровне, конечно, мы можем найти множество ссылок на сексуальные акты. Однако в бессознательном пола нет, нет его у говорящего субъекта, а мы знаем, что бессознательное структурировано подобно языку. Субъект речи — субъект бесполый. Бессознательное устроено как язык места-времени, дрейфа, изменений. Бессознательное — это дискурс Другого. Субъект обнаруживает себя наделенным некоторым количеством регалий, представляющих его перед Другим как женщину или мужчину. Обнаружить себя в этом языке значит обнаружить себя наделенным набором функций, указывающим на принадлежность к тому или иному месту речи.

Поэтому Лакан и говорит: «Сексуальных отношений не существует». Различия между мужчиной и женщиной Фрейд и Лакан объясняют на символическом уровне благодаря понятию фаллоса как символа обладания/не обладания. Пол так же может быть местом встречи языка и тела. Относительно последнего часто возникают проблемы. Например, вопрос присваивания себе пола транссексуалом или трансгендером находится в области права, социальных норм или или же субъект волен выбирать сексуальную идентичность в поле своей интимной жизни?

Таким образом, природа превращается в подобие. Она уступает весу слова, классифицируя естественные различия с точки зрения фаллоса и кастрации. Природный орган, пенис, становится organum, органоном, инструментом-знаком. В чем состоит ошибка речи о поле? Она меняет статус фаллоса. Фаллос означивает наслаждение, но дискурс пола делает его означающим. В свою очередь, означающее наслаждения демонстрирует, что в нем мы улавливаем только фаллическое значение. Это не мешает другим формам наслаждения существовать или субъективно переживаться, но за отсутствием означающего они молчаливы, находятся вне всех слов, и, следовательно, их трудно различить и дифференцировать. Некоторые из этих форм и включают избыточное наслаждение и наслаждение Другого. Субъект может принять общую ошибку в сексуальном дискурсе или же отказаться от нее. Результатом отказа будет психоз, и субъекту придется изобрести ранее не переживаемое сексуальное.
Пол как мышление
Каждый, взрослея, сталкивается с полом родителя и соотносит себя с ним: речь о его психическом принятии как закона мышления, а не о первичных и вторичных признаках как биологической данности. Вспомним Фрейда и его теорию сексуальности, в частности, форму, которую психосексуальное влечение принимает с самого рождения: полиморфную перверсность. Ребенок свободно и случайно выбирает объекты для либидинального взаимодействия: «Психическая оценка, которую получает сексуальный объект как желанная цель сексуального влечения, в самых редких случаях ограничивается его гениталиями, а распространяется на все его тело и имеет тенденцию охватить все ощущения, исходящие от объекта. (З.Фрейд. «Очерки по психологии сексуальности»). И детские сексуальные теории составляют впоследствии бессознательные истоки сексуальных убеждений.
Пол и фаллос
Вернемся к тому, о чем говорилось выше: анатомические различия между мужчиной и женщиной Фрейд и Лакан объясняют на символическом уровне благодаря понятию фаллоса как символа обладания/не обладания. Фрейду нужна была концепция фаллоса для разработки идеи различия полов. Если в фаллической фазе не примат гениталий, а примат фаллоса, тогда мы точно отходим от анатомии, но обращаемся к нему как к символу. И далее мы размышляем о вопросе желания, который связан с угрозой кастрации и мальчика, и девочки.

На основании чередований присутствия/отсутствия значимых лиц, обращения родителей к ребенку посредством языка и именований, их ожиданий, поддержки, разрешений, запретов, формируется психическое место, куда звучит речь первичного Другого. Лакан, как мы знаем, говорит о стадии зеркала, когда субъект получает иллюзорный, но сформированный идеальный образ, и уже может войти в культуру, усложнить взаимодействия с другими.
Формула сексуации Лакана
Условно в теории сексуации Лакана есть один мужской пол, символически, и м/ж как-то выстраивают свое отношение к этой конструкции, но женское оказывается мужским фантазмом либо чем-то сложно выразимым. Если женщина и является Другим мужчины, то не потому, что все женщины являются Другим мужчины. А потому, что каждая встречается в определенный момент своего бытия с вопросом о женственности, переживает то, что отрывает женщин от сферы «одного и того же». Лакан говорит: Женщина - это Другое сама для себя. Другое для мужчины. Другое для всего, что может быть названо.

Как прочитать формулу сексуации? Х является переменной, У — переменной от функции Х. В формуле Лакана мужчины и женщины определяются как переменные х от функции Ф(x). В записи y=f(x) предполагается, что переменная независима. Она привязана, как со со стороны мужчины, так и со стороны женщины к логическим операторам: либо квантору существования, либо квантору всеобщности.

∃ — существование (existence). «Есть отдельные х, для которых выполняется условие»

∀ — квантор всеобщности. «Для всех х выполняется условие»

Ф — фаллос

La — определенный артикль, жен. р., единств. ч. (la femme (франц.) — женщина).


Схема сексуации:
Лакан описывает фаллическую функцию (Φх) в виде матем — кратких форм. Он задается вопросом: в чем же универсальность фаллоса? Поиск ответа привел его к закону логики, общего для любого разделенного субъекта ($) как для субъекта говорящего.

Чтобы создать общность, надо наметить отличительную черту, и затем описать класс и признак: как субъект кодирует окружающий мир и себя в нем. Далее: каковы условия существования всех имеющих отношение к фаллосу? Если фаллос используется как отличительная черта, тем самым логически предполагается и возможность его отсутствия (∀x Фх). Речь идет о кастрации. Но чтобы применить закон ко всем, нужно исключение, то есть, к кому-то он не применим. Есть один (∃x Фх), который не подвергается кастрации. Кто это? Символический Отец, который кастрации не подлежит. Верхняя левая часть таблицы - место мужского субъекта, который подчинен фаллическому наслаждению и имеет запрет (символическая кастрация) на инцест. Но есть х, не подлежащий кастрации — Фх, это отец орды, который обладал всеми женщинами, но был убит сыновьями. То есть со стороны мужчины записано, что существует хотя бы один, который не подтверждает правило, и потому можно сконструировать нечто целое, только исходя из исключения. Тогда для мужчин, таким образом, нечто целое существует. Мужчины разделяют общую черту, кастрацию. То есть, если мужчина хочет соединиться с женщиной (в сексуальном), он встречается с ограничением. Кастрация со стороны мужчины означает то, что для него в момент сексуальной связи существует только одна женщина.

Позиция женская иная (правая в схеме). Нет матери орды. С одной стороны нет женщины, которая находилась бы вне фаллической функции. С другой - для нее не существует раз и навсегда закрепленных условий сексуации (отсюда «Женщины не существует» и перечеркнутый артикль la в формуле). Она по Лакану, «не-вся» в фаллическом наслаждении, оно разделено. Кроме фаллического, есть еще добавочное, и необходимо определить наслаждение Другого, дать ему смысл. При фаллическом наслаждении женщина встречается не с субъектом, а с символическим обладателем фаллоса. Важно, что в отличие от мужчин, для женщин исключений не существует. Поскольку не существует исключений, то невозможно сконструировать нечто целое. Таким образом, женщина - исключение. Женщина, которая является значимой для всех женщин, идентифицируется с отцом. Именно эта идентификация и есть то, что делает ее истеричкой, когда она открывает тот факт, что отец кастрирован.

Мужчина не знает, что, имея сексуальные отношения с одной женщиной, он расщепляет ее между фаллическим и другим наслаждением. Разница между мужчиной и женщиной может быть определена только исходя из наслаждения: для мужчины существует фаллическое наслаждение, для женщины наслаждение расщеплено. Мужчина обращается к Другому через свою партнершу посредством объекта а, причины желания, получая связь только со своим фантазмом $ ◊ a. Поэтому и не существует сексуальных отношений — векторы в нижней части таблицы не сходятся, мужской и женский субъекты, согласно данной формуле, не пересекаются.

Лакан обобщает пол, сексуацию как выбор — бытие мужчиной или женщиной. Для него сексуация это вопрос символического, логики. Гипотеза, сформулированная Лаканом такова: «Скажем так: существует иное наслаждение, кроме фаллического, не надо, чтобы оно было этим самым. Наслаждением, о котором женщина не может вымолвить ни слова». Речь идет о наслаждении, о котором женщина ничего не говорит, потому что, если она и испытывает его, то не знает, что это такое. И тогда одиночество - это то женское, что есть у женщины. Женщина, согласно Лакану, фундаментально одинока. Но даже если она одинока, может быть влюблена в том смысле, что проживает свое одиночество в ожидании желания Другого. Прочтение главы, где представлены четыре формулы сексуации Лакана, удивляет тем, что женщина может повстречать мужчину. Когда женщина встречает мужчину, она встречает, говорит он, душу этого мужчины. Для каждого существует непереносимое. Когда женщина влюбляется, она становится заключенной фантазма мужчины. И это, похоже, помогает переносить непереносимое.
Пол и наслаждение
Сексуальных отношений не существует означает, что связи между мужчиной и женщиной, рассматриваемых здесь как означающие, нет. Известен лакановский пассаж: то, чего нет, не артикулируется, но читается в теле (encorе (еще) резонирует с corps (телом), en corps (в теле). То, что существует — это наслаждение, то есть нечто, связанное с телом. Таким образом, если сексуальных отношений не существует, то, напротив, существует наслаждение. И, если нет связи между означающими, то существует все-таки связь между означающими и телом. То есть анатомия — это судьба. «Нет наслаждения вне тела», - говорил Лакан. Лакан говорит о двух наслаждениях, и, отделяя их друг от друга, не противопоставляет их. Существует Одно со стороны мужчины, но касающееся также и женщины. Другое наслаждение, которое он изобретает со стороны женщины - это, так называемое, наслаждение «дополнительное». Со стороны женщины существует не минус, а плюс. Важно понять, что Лакан не ставит акцент на органе, как это делает Фрейд, говоря о зависти к пенису. По его мнению, женщина имеет отношение к наслаждению фаллосом со стороны мужчины и испытывает наслаждение добавочное. Женщина не-вся в фаллическом наслаждении. Лакан также ввел понятие предела в отношении наслаждения. Он показал нам, что фаллос конституирует границу. Это вводит другое определение кастрации, которое отличается от фрейдовского.
Пол Один и Другой. Не-все
Лакан говорит, что мы суть субъекты, обладающие двумя полами — Одним мужским, и Другим. Конечно, наличествуют два пола, но Лакан говорит: «Есть два пола, но нет второго пола». Именно это и означает «не-два». Есть два пола: один пол, Один - мужской, и есть другой пол — Другой, но не еще один другой. Символически есть один пол — мужской, и есть другой пол. То есть два пола в наличии, но второй пол, женский пол, это не Один, он не может быть сведен к Одному. В сущности, понятно, что «не-два» означает, что два пола не суммируются, не складываются, и женский пол всегда остается «другим». Женщина, - говорит Лакан, - отчасти включена в единицу, выражающую мужской пол, но она не вся включена в эту логику. Поэтому мы не можем сказать, что она представляет собой целое. То есть это не «один и еще один». Идея, что равноправно существует один пол и еще один, неизбежно ведет нас к фантазии о том, что эти два пола могут соединиться вместе, слиться. Эта фантазия любви. Основная же идея Лакана в том и состоит, что сексуация дана нам как «не-два». «Не-все» - концепт, изобретенный Лаканом в Cеминаре «Еще» для разрешения тупика отношений между полами.

В целом, введенное Лаканом понятие сексуации производит очищение и перезагрузку концепции пола. Вместо парных отношений полов Лакан открывает внутреннюю организацию позиций различных сексуаций, которых в перспективе может оказаться больше, чем две, и которые вступают в иные отношения, нежели любовные. То есть, он вслед за Фрейдом окончательно вывел за пределы психоанализа фантазию «примирения полов». Что касается мужской стороны, связанной с универсальностью фаллической функции, связанной с исключением и целым, и «женской» стороны, связанной с полем «не-всё», которое, по этой самой причине, не имеет исключения из фаллической функции, то можем предположить, что переживаемое нами как сексуальность, не что иное как следствие фундаментального тупика символизации женского и мужского. Лакан говорит: «сексуальность, то, что мы переживаем как высочайшее, ярчайшее утверждение нашего существа, есть bricolage, монтаж двух чужеродных составляющих». В этом и состоит «деконструкция» сексуальности.

Половое различие - это не отношении между двумя противоположностями, образующими целого человека: «мужское» и «женское» вовсе не два вида человека, а, скорее, две разновидности неудачи субъекта достичь полноты. Мужчина и женщина не образуют целого, здесь нет бинарной логики.
Мужской вопрос
С аналитической позиции сегодня следует говорить по меньшей мере о трех больших изменениях в современной мужской сексуации:

- оттеснение генитальности,
- усиление цензуры в области наслаждения, разделяемого мужчинами друг с другом,
- утрата брачным институтом элемента, ранее адресуемого мужской нехватке.

Современный мужчина действительно захвачен расщеплением между тем, что другой ожидает от него, и тем, кем он действительно является. Однако, это расщепление связано с тем, что мужчина, в отличие от женщины, никогда не сможет жить в соответствии со своим идеалом, тогда как фокус женского маскарада и состоит в том, чтобы представить себя как маску, скрывающую за собой некий женский секрет. Он создает впечатление, будто действительно является тем, за кого себя выдаёт, а женщина обманывает посредством самого обмана, предлагает маску как обман, чтобы спровоцировать поиск секрета, скрытого за маской. То есть сексуальное различие свойственно фаллической экономике, как различие между иметь и быть (мужчина обладает фаллосом, женщина им является). Фаллос может выполнять свою функцию лишь будучи скрытым, как только он оказывается разоблачён, он уже не является фаллосом. Маска женщины скрывает не фаллос, но скорее факт того, что за маской ничего нет. А фаллос - наружность, загадка, вуаль. Именно поэтому Лакан утверждает, что женщина хочет быть любимой такой, какой она не является в действительности является и предлагает себя мужчине как маску. Мужчина же хочет, чтобы его любили за то, кем он действительно является, и верит, что где-то глубоко внутри у него есть некое сокровище, которое делает его достойным любви. Тогда как женщина точно знает, что за её маской ничего нет, и ей просто нужно сохранить иллюзию свободы от мужчины.

В Сети можно найти анализ рекламы пива в Англии. В первой части в ней представлен известный сказочный сюжет: девушка идёт вдоль ручья, видит лягушку, берет, целует, и она превращается в прекрасного юношу. Он бросает на девушку страстный взгляд, притягивает её к себе, целует и та обращается в бутылку пива, которую юноша триумфально держит в руке… Для женщины главное, что её любовь превратила лягушку в прекрасного юношу, в целостное фаллическое присутствие, а для мужчины главное - обратить женщину в объект, причину своих желаний (в матеме Лакана это объект малое а). «Сексуальных отношений не существует»: либо женщина и лягушка, либо мужчина с бутылкой пива. Мы не пересекаемся в естественном союзе.
Зачем нам все это нужно?
Для того, чтобы избавить психоанализ и психоаналитиков от клише. Психоанализ не интересует как должно быть. В основе нашей работы лежит этика принятия субъекта. Пол же не рассматривается нами как стандарт, стереотип, биологические особенности, а скорее, как интересное путешествие. Психоанализ всегда в оппозиции к доминирующему дискурсу, государственной идеологии, господствующим (научным) методам. И все это по той причине, что психоанализ занимает сторону субъекта желания. По этой причине мы с огромным скепсисом относимся к идее позитивной дискриминации и многочисленным запретам. М и Ж — это не голубое и розовое, не пуговицы справа или слева, а место, с которого субъект желает, мыслит, говорит. Наша задача - услышать интерсубъективную истину субъекта.
Вы можете связаться со мной удобным для вас способом
Вы можете связаться со мной удобным для вас способом