Перверсия – не нарушение социальных правил и моральных устоев, как это могло бы показаться неискушенным зрителям картины «Семейная жизнь». С точки зрения психоанализа мы не апеллируем к общественной морали, перверсия – не моральное уродство. Лакан говорит, что она не является отклонением в отношении социальных критериев, аномалией, противоречащей добропорядочным нравам. Движение в сторону построения перверсии совершается от желания, которое не решается назвать своего имени. Перверсия располагается на границе регистра признания, из-за чего и происходит ее фиксация, стигматизация. Лакан преодолевает тупик фрейдовской теории и определяет перверсию не как форму поведения, но как клиническую структуру. Невроз, психоз и перверсия – три структуры, при помощи которых Фрейд описал три базовых механизма функционирования психики человека как три способа обойтись с запретным влечением, исходящим из оно, и, соответственно, с угрозой кастрации. В психозе факт кастрации отбрасывается, что, по Фрейду, ведет к нарушениям отношений Я с реальностью, (что демонстрирует да и озвучивает Дженис). Если невроз традиционно связан с механизмом вытеснения, психоз – с отвержением, то перверсия – с отказом признать существование некоего «факта» в реальности, в частности этого факта кастрации. Лакан также определяет перверсию через влечение. В перверсии субъект превращается в объект влечения, перверт устремлен по ту сторону принципа удовольствия, к пределу наслаждения. Если невроз характеризуется вопросом, то перверсия – отсутствием такового. Перверт не сомневается в том, что служит наслаждению Другого. Такова структура эдиповых отношений. Что касается фантазма в перверсии, подчеркивается поиск у другого разделенности и стремления акцентуировать все до крайности (Лакан, Écrits). Фантазм перверта – я являюсь субъектом, который ты желаешь, я себя делаю объектом желания, который я помещаю в Другого.
О том, что мать Дженис перверсивна, говорят следующие моменты. В эссе «Моральное преследование: перверсивное насилие в обыденной жизни» Marie-France Hirigoyen показано поведение перверта, который невозможен без соучастника, которого он соблазняет. Дженис соблазнена своей матерью, которая хочет ей «добра». Находясь полностью в символическом, следует закону наслаждения, захватывает, блокирует, к тому же сам создает свой закон и способы наслаждения, он господин, он властвует. Остальные должны также наслаждаться, как он. Остальные – это отец, который «перенимает» методы наслаждения своей жены и психиатр из клиники, который назначает Джейн транквилизаторы и шоковую терапию. Для матери девушки нет преград: она находит любые способы, чтобы садистически расправиться с любым проявлением субъективности дочери. Садистстический перверт получает настоящее удовольствие от причинения вреда кому-либо, ему важно при любых условиях одержать верх, и от такого спасет только бегство. В случае с Дженис – бегство в безумие. Перверт обнаруживает себя и действует только в отношениях, страдает именно его окружение, но не он сам. Перверт стремится овеществлять другого, и в этом отношении, он разрушает его психическое здоровье. Мать приходит в психиатрическую клинику, жалуясь на ненормальность дочери только потому, что та ускользает от ее контроля. Она как перверт желает помощи доктора (которым тоже манипулирует) для возобновления контроля, который есть опасность утратить, если Дженис не будет повиноваться. Перверт задействует весь арсенал манипуляций, чтобы привлечь и удержать тех, кто «обслуживает» его наслаждение, и он всегда знает, как далеко может пойти, он может длить отношения неопределенно долго. Фрейдовский подход выявил внутреннюю пустоту перверсивных личностей. Они не испытывают аффектов, но ищут возможность экстериоризировать это страдание от пустоты: другой тогда становится объектом, в который они хотят включить свое собственное страдание. Пытаются разрушать у другого (по отношению к которому у них нет никакого сопереживания) то, чего они не могут достигнуть сами (счастье, желание, удовольствие). Они стремятся посредством насилия заполнять свою внутреннюю пустоту. Отсутствие у них чувства вины укрепляет их всемогущество. Мать Дженис, будучи сама лишенная семейного счастья, сексуальности, радости телесных удовольствий, лишает этого и мужа (перверт часто лишает свои любовные отношения всякого эротического характера, или обвиняет партнера в том, что он импотент), и младшую дочь. Ненавидит старшую за то, что той удалось сбежать, надеется на внуков, которыми еще можно манипулировать («покажите ваши чистые тарелки!»). Старшая дочь предпочитает любые условия быта, лишь бы не рядом с матерью, и пытается позвать с собой Дженис. Но у той уже нет выхода, потому что перверт, подстерегая добычу, как паук, затем обосновывается в ней. Перверт соблазняет свою жертву и проникает в её эмоциональные бреши (как в случае с беременностью и абортом Дженис). Он остается невидимым до тех пор, пока его положение не будет достаточно прочным. Затем он свирепствует. Жертва потом скажет: «Но мама не был такой, она была доброй, заботилась…». Начало отношений всегда поставлено на службу овладения территорией, как только перверту удалось это сделать, он сразу же обнаруживает свою истинную природу. И тогда у него «развязаны руки». Он превращает в инструмент речь. Мать Дженис – прекрасный оратор, использующий метод кнута и пряника, она душит жертву, улыбаясь, и как бы интересуясь: не больно? «Это же для твоего добра!» Она использует «двойные посылы», которые дезорганизуют и дезориентируют Дженис, превращая любую коммуникацию в токсическую.
Эта монструозная женщина также превращает в инструмент желание. Она единолично определяет то, что желаемо или не желаемо, и что другой должен был бы подумать или сделать: «Ты очень любишь родителей…» «Мы столько для тебя сделали, поэтому должна быть...» Перверт обесценивает другого либо прямой атакой, либо невербальной, бесцеремонно вторгается в пространство другого, входит в его интимность в различных формах. «Она встречается с мужчинами», «грязная потаскуха», «проститутка» и на вопрос, «а что секс запрещен?», мать отвечает Дженис: «в свое время, в браке». Дженис парирует: «у меня были сотни мужчин, вы хотите заглянуть внутрь меня?» Перверт захватывает личное пространство другого, атакует психику, дестабилизирует. «Мы хорошо знаем, что ты недостаточно ответственна… » Перверт, и мы это видим на примере матери Джейн, выстраивает отношения согласно своим потребностям. Он навязывает поведение, которое он хочет получить и которое ему выгодно (быть вовремя дома, не встречаться с мужчинами, только заводской конвейер и дом, так жили родители, и так должна жить Джейн). Мы знаем, что перверт всегда побуждает кого-либо к действию, как, например, лишит его позиции всемогущества. Думать, желать, делать иные вещи, чем те, которые он решил, для него невыносимо. Ему необходимо властвовать, обладать, быть единственным объектом любви. У другого рядом с ним нет ни места, ни возможности существовать иначе, как только быть использованным. Слова и обещания могут завлечь только тех, кто им верит: честность для перверта ничего не значит. Он умеет игнорировать другого блестяще, но живет в страхе, и единственный способ отношений, который он знает, это расстановка сил и постепенное порабощение партнера, захват его субъективности. Перверсивное мышление не интересуется ни фантазиями, ни аффектами. Оно развернуто к господству и манипуляции. «У тебя есть все, в чем ты нуждаешься, на что же ты жалуешься?» В конфликтах он обвиняет другого: «это не я, это - он». Мы это видим в сцене разговора о Дженис матери с Майком, когда она говорит: «Так что же это я виновата? Это неправильно!» Перверт обманывает, дестабилизирует, строит козни и ловит в западню. И страх его осудить, желание быть понятым тормозят полное осознание происходящего, Дженис как во сне, твердит: «это я плохая...»