Пространство кабинета психоаналитика так же может оказаться тем местом, где появляется шанс ответить на вопросы самому аутичному ребенку. Как? К осмыслению ткани психического у аутистического субъекта меня привел клинический случай, с которым я работала вместе с психиатрами, невропатологами, клиническими психологами в частном лечебном учреждении, так как в Украине нет государственных, да и приватных институций также, которые бы специализировались на детских психопатологиях. Работа с Григорием длилась 6 лет, он поступил к нам, когда ему было около 6, и в возрасте 13 лет с родителями уехал в Америку. То, что демонстрирует аутист – это максимальная сингулярность, кажется, что речь идет об экстерриториально человеческом, присущем символическому порядку. Однако в экстерриториальности не обнаруживается ничего унифицирующего, то есть, сказать, что работать с аутистами, вооружившись какой-то методикой, невозможно. Это творчество без опоры на определенность и предсказуемость. У Лакана нет каких-либо специальных отсылок к аутизму, однако он разбирает на семинарских встречах два случая – Робера и Дика. И это отсутствие отсылок позволяет нам обнаружить, что разговор об аутизме оказывается почти везде, любая теория, имеющая дело с субъектом, уже имплицитно содержит разговор об аутизме. Ведь мы всегда упираемся в точку начала, которая, как известно, всегда уже точка не-начала, она не причина, так как причина всегда прописывается в механизме последействия.
Клинический случай мальчика Г. позволил обратиться к самой важному мессиджу, описанному еще Фрейдом. Это крик. ( Я снова вспомню Рея, Человека дождя, который срывался на пронзительный крик, когда ему не удавалось контролировать привычным образом ситуацию или она была для него новой). Складывалось впечатление, что лишь этот пронзительный звук может что-то выражать, он обращен к Другому, и в нем есть смысл. Фрейд говорит о крике ребенка как специфической реакции, которая способствует привлечению внимания значимого другого, и именно это становится условием выживания, так как отвести возбуждение самостоятельно невозможно. Лакан уточняет: вместе с ответом Другого, «чистый крик», становится «криком для Другого», что станет основой работы означающей цепочки. Подать голос – быть в активной позиции, заставить Другого себя слышать. Пульсация присутствия и отсутствия голоса значимого Другого в ответ на крик дает возможность субъекту разместиться в пространстве Другого. Крик, перерезаемый каемкой, голосовой щелью, есть элемент, выпадение которого запустит ответ Другого и, соответственно, ухо как эрогенную зону в отношениях с голосом Другого, который введет ребенка в пространство языка, где сам этот объект-голос будет утрачен, но связь с ним никогда не будет потеряна окончательно. Голосовой объект дает дозеркальному субъекту основу для постоянства и сборки собственного я еще задолго для самой стадии зеркала в отождествлении с образом, идущим извне. Аутистический субъект производит впечатление не вычленяющего голос Другого из звучащей материи, или же, напротив, голос становится для него невыносимым, что проявляется в жесте закрывания ушных отверстий. Мальчик Г. имел особенность резко переходить от молчания к крику, имеющему различные частоты, и именно в этих переходах я искала ответ на вопрос, что же вызывает эти пульсации? Каким образом из сплошного потока шумов, неразличимых в своем основании, начинает выделяться нечто, что обретет впоследствии статус объекта-голоса? Лакан говорит, что голос вписан в первые сотрясения плоти означающим порядком, в то, что называется lalange. Дольто также говорит о важности включения слов в телесные обмены, размышляя о предречевых фонемах и речи другого, который сопрягается со всем опытом восприятий.
Голос матери запускает судьбу влечения. Ребенок приступает к использованию речи еще без грамматики, и когда он начинает говорить, он уже является потенциально говорящим, он глотает фонемы ушами и должен вернуть их голосовыми связками. Голос позволяет ввести субъекта в пространство Другого. О чем, собственно, речь? О существовании еще не расщепленного субъекта, дозеркального. И если свое сообщение субъект, по мысли Лакана, получает от Другого, то здесь парадоксальным образом еще нет того, чьим собственным может оказаться сообщение. Собственным оно становится, будучи полученным от другого. Лакан говорит, что получает он его поначалу в прерванной форме. То есть в сообщении, идущее от Другого, нет того, что свяжет с некими смысловыми пристежками. Но голос Другого дает потенциальную возможность субъекту разместиться в порядке языка. Это призыв, зов порядка символического с настоятельным требованием становления субъекта. Как это помыслить в связи с клиническим случаем: мальчик Г. производил впечатление не вычленяющего голос Другого, реакция на разные тембры, силу, мужской/женский и удаленность не вызывала поначалу реакции. Но было замечено, что в этой неразличимой для него звуковой ткани звуки все же есть. Ребенок реагировал на очень тонкие, едва уловимые нашим ухом звуки – потрескивание лампы на потолке, поскрипывания половиц в соседнем кабинете, какие-то едва различимые звуки, доносящиеся с улицы вводили его в мгновение остановки крика или же он искал глазами объект, который мог бы так звучать. И было видно, что он поглощен этим процессом. Собственно, это и явилось тем важным моментом, вокруг которого завязалась работа. Мы заметили, что ребенок так же различает музыкальные звуки, исходящие от разных инструментов. Несколько позже мальчик стал различать голоса. Это были моменты существенного такта, когда приходит голос Другого, а именно – толикой музыкальности, ритма, модуляции. Он сам стал помещать фонемы в тягучий музыкальный лад, пропевая слова и простукивая ритм по поверхностям. Это как будто бы подвигло субъекта на возможность вычленять речь Другого из прочих звуков.
Для осмысления ткани психического аутичного субъекта интересен и регистр представления. Мы можем говорить об особом объекте аутиста, который не может быть представлен. Тело его оказывается в постоянной спайке с таким объектом, который, буквально, поддерживает его существование (для Рэя – портативный телевизор). Объект аутистического субъекта не экстимный, но через который может завязаться работа. Есть ли способы, способствующие символизации аутистического объекта? Как ввести аутистический объект в пульсацию исчезновения/появления посредством сопровождения словами Другого? В нашем случае работа выстраивалась вокруг музыкальных инструментов, выбранным самим мальчиком: фортепьяно, барабана, гитары, дудочки. С постепенным обращением к этим инструментам, мальчик научился различать их звучание, а затем играть «свои» звуки, трогая клавиши и струны. Через некоторое время он стал эти звуки сопровождать пением, которое демонстрировало идеальный слух ребенка. Одна из судеб орального влечения – оральная кастрация. Невозможность оральной кастрации, эрогенизации рта в оформлении отверстия в символическом порядке говорит о том, что рот остается дырой, куда заталкиваются несъедобные предметы, руки и т.д. С этой невозможностью эрогенизации рта иногда связано изобретение самого субъекта. В случае мальчика Г. объект во рту вначале был дудочкой. Он не выпускал ее из рук, и в дырочку засовывал язык. Это отверстие выполняло функцию объекта. И когда однажды ребенок случайно выдохнул в отверстие и появился звук, это привело к замешательству и страху, как будто объект внезапно сменил свой статус и стал «отвечающим». Сменилось топология объекта, возможность выворачивания ткани психического и появления границ внешнее/внутреннее. Но мальчик стал играть мелодии.
И о стадии зеркала: в случае с аутистическим субъектом нет ни жеста узнавания себя в зеркале, ни жеста оборачивания, ребенок абсолютно индифферентен к своему отражению. Мы могли наблюдать это у Г. Но однажды я вдруг обнаружила, что мальчик не безразличен, он избегает встречи с зеркалом, отводит глаза, что позволило мне сообщить ему об этом. Когда мальчик натыкался на зеркало, он разворачивался к нему спиной и прислонялся, как будто нет места третьему. Можно помыслить, что невозможность прохождения стадии зеркала заставляет аутиста искать радикально иные стратегии субъективации в присвоении себе образа, в обход. Мальчик снова и снова выбирал музыкальные инструменты, на которых, как на бумаге, он «оставлял следы», переводя свои хаотичные стереотипные движения на плоскую клавишу, струну или покрытие барабана. Ритмически повторяющиеся движения по отношению к музыкальным инструментам издавали разные звуки, что приводило мальчика в восторг, который мы расценивали как музыкальное письмо, организующее его психическую реальность. Что в свою очередь способствовало конструированию границы внешнее/внутреннее за пределами зеркала.
Говоря о случае Дика, Лакан уточняет: «однако и такая реальность не является совершенно обесчеловеченной. На своем уровне она имеет значение. Она уже символизирована, так как ей можно придать смысл. Но поскольку она предшествует всякому движению ухода-прихода, речь идет лишь о преждевременной, застывшей символизации и об одной-единственной первичной идентификации, имя которой – пустота, тьма. Человеческим в собственной структуре данного субъекта является лишь это зияние – единственное, что дает в нем ответ. И лишь с таким зиянием существует контакт». Для аутистического субъекта становится невыносима пустотность объектов. Тело аутистического субъекта радикально отброшено. Нет возврата наслаждения ни в место Другого, ни в тело. Нет краев и каемок, отверстий во плоти, которые бы оформлялись означающим порядком. Но все же можно обнаружить намечаемую пульсацию частичных влечений и объектов, которые вычленяются из массивной неразличенности, и это говорит об усложнении психики. И клиническая работа может строиться вокруг этой пульсирующей кромки.