Любовь порождает субъекта в его неповторимости, у каждого своя история переживания, проживания любви. Ее материя состоит из влечений, желаний, либидо, эроса, половых различий, с ней связаны аффекты, выбор, тревога, зависть, нарциссизм, то есть любовь – это матрица субъекта, она заполняет бессознательное, создавая пространство для других, и перенос в психоаналитической практике. То есть, психоанализ как теория и практика, объясняет любовь как силу, формирующую субъекта. А перенос как след утраты, как универсальную схему отношений, которая означает некогда случившуюся потерю объекта любви, и, в единении с другим, человек может утратить себя.
Психоанализ открыл амбивалентность любви, ее связь с агрессивностью, желанием слиться с любимым, но как? Любить – означает желать быть любимым в той форме, которая доступна субъекту в связи с его историей. Любовь начинается в аутоэротизме, в первичном нарциссизме и продолжается, находит предел в только в любви к другим объектам. Именно постоянное присутствие в нашей жизни Других определяет неизбежность любви. Однако объект любви всегда занимает место нехватки. Лакан представлял любовь как воображаемое для Я, и противопоставлял желанию, которое вписано в символическое. Любовь соотносится с желанием, и любовь убивает желание, так как фантазия о единении с любимым уничтожает границы субъективности, которые и являются условием возникновения желания. Однако, общим и главным между любовью и желанием является тот факт, что желание быть любимым тождественно структуре желания (не путаем с потребностью). Поскольку субъект желает быть объектом желания другого. Таким образом, Я — не есть субъект, субъект может быть определен только через отношение со значимыми другими.
Поль Рекер говорил о том, что идентичность – нарративная операция, и человек идентифицирует себя с тем, что он сам рассказывает о себе, и что рассказывают о нем другие, и, в конце концов, он оказывается запутавшимся в историях, и получается, что само Я не имеет никаких свойств, все свойства запечатлены в историях. Семейных, личных, социальных. Эти отношения и предполагают наличие идентификаций, так как другие становятся внутренними объектами. Идентичность же в начале психоналитического исследования субъекта констатировалась ранним Фрейдом как иллюзорная, он больше говорил об идентификациях – с материнским, отцовским, сиблинговым, героя, себя, и тд. То есть об идентификациях, благодаря которым, субъект обретает стабильность, ибо идентифицируется с нестабильными образами.
Идентификации сменяют друг друга, конкурируют, конфликтуют, как гости, навещающие Я, борющиеся за влияние на субъекта. То есть собственное Я является последовательностью идентификаций субъекта с объектами его любви, и они помогают обрести ему форму. Фрейд сравнивает Я с луковицей: если его распотрошить, можно увидеть все последовательные идентификации. Например, целый роман идентификаций можно услышать в истерической структуре, когда истеричка разыгрывает свой спектакль на театральных подмостках, приглашая зрителей и водя аналитика по лабиринтам к Минотавру. То есть структура Я не целостна, многослойна, и состоит из неудач, следов, детских переживаний, это целый роман.
В «Тотеме и табу» Фрейд говорит о приобретении идентичности в процессе преодоления инцеста и каннибализма, идентификации с тотемом, когда в отношении братьев к идеалу, то есть мертвому отцу, формируется их сообщество, управляемое отцовским законом. Фрейд далее устанавливает различия между первичной идентификацией с отцом, невротическими идентификациями, и с личностью, вызывающей восхищение, с объектом подражания. Психоанализ с самого начала пытается подвергнуть осмыслению феномен идентичности самому себе. Потому что идентичность неполна.
Вопрос идентичности как тождества, которое обладает длительной метафизической историей, конечно же, не подразумевает самотождественности. К примеру, французские философы Делез и Деррида говорят, что самотождественность – это миф, за которым стоит работа различения, а еще одна французский аналитик Юлия Кристева утверждает, что все представления о субъективности различны, относительны и зависят от представления об означающих и означаемых. Таким образом, мы не можем построить теорию об универсальной идентичности.
Жак Лакан в логике структурализма и постструктурализма переориентировал психоанализ в поле языка и наиболее точно определил проблемы идентичности. Действительно, психоаналитик имеет дело только с речью пациента, а не с самим пациентом, то есть это анализ речи. После неудачных попыток описать себя, субъект вынужден признать, что все это было его собственным сооружением в сфере воображаемого и лишено достоверности. Потому что он работает на воссоздание для другого, открывает свое изначальное отчуждение, заставляющее его конструировать свое существо в виде другого и обрекая его на похищение этим другим. То есть Я – уже продукт отчуждения от нас и от наслаждения. А психоаналитический дискурс вызывает неприятные эмоции, сопротивление, поскольку он демонтирует объект, созданный субъектом для служения ему.
В результате психоаналитической практики Лакан рассматривает структуру человеческой психики как сферу сложного и противоречивого взаимодействия трех регистров – Воображаемое, Символическое, Реальное, в которых человек и существует. С – социальные и культурные представления, структурирующая сила, господствующая над Р и В. Объективно и представлено в означающем, в материальных формах языка, которые главенствуют над означаемым – над смыслами и рефрентами. Р — билогически порождаемые и психически сублимируемые потребности и импульсы, доступные для субъекта к приемлемой для него рационализированной форме. Р – хаос, неизгладимое и невозможное, не именуемое. В – комплекс представлений, который человек создает себе и который играет важную роль психической защиты, это индивидуальная вариация символического порядка, построенная на иллюзорном стремлении к единству. То есть субъект отчужден, не тождественен своему атрибуту, Я всегда в поисках самого себя и способно репрезентоваться только через Другого, через отношения с другими людьми. Однако никто не может познать самого себя и другого полностью. Лакан говорил, что современный человек держится представления о себе отчасти наивного, отчасти детально проработанного. Хотя он способен вообразить, будто убеждение это его, но на самом деле это активно внушается ему со всех сторон нашей сегодняшней цивилизацией.
Стадию зеркала Лакан прочитывает диалектически. Образ в зеркале предстает целостным и неподвижным в противоположность движениям ребенка. То есть, субъект не создает свой образ, а получает некий образ, с которым себя идентифицирует. И здесь существенную роль играет слово родителей, их речь, которая указывает ребенку на наличие готового образа. И он должен установить связь между организмом, телом и реальностью. Далее он будет себя идентифицировать со всеми образами из сферы символического. Цельный образ помогает ребенку защититься от противодействующего образа или фантазии о фрагментации, и этому периоду свойственна агрессивность по отношению к сверстникам, другим людям. В виде зеркального образа – сам ударил и сам плачет. То есть, субъект конституируется как свой собственный противник. Стадия зеркала – это драма, которая порождает фантазмы и от раздробленности ведет к созданным себе, наконец, доспехам идентичности, которая своей жесткой структурой будет накладывать отпечаток на ментальное развитие. Функцию Я Лакан описывает как укрепленный лагерь или стадион, где от внутренней арены раскинулись друг против друга два поля борьбы, там субъект ввязывается в поиски гордого и далекого внутреннего замка, форма которого символизирует Оно. Это внутренний замок, который пытается обрести Я как воображаемое, это то, что я никогда не обретет, и обречено потому на перверсию.
Стадия зеркала – переход от зеркального образа Я к Я социальному, когда Я уже идентифицирует себя не с отражением, а с образами символического, с социально выработанными ситуациями. Я обращается к другому в поиске самоидентификации, и это превращается в неуничтожимое желание другого. Как отмечает Виктор Мазин, «Я никогда не обретает прав на свое собственное я: свое я – не своя собственность».
И, таким образом, мы можем сказать, что идентичность - тождество, которое можно мыслить лишь под знаком вычеркивания. Поэтому единственным критерием истины в психоанализе остается не соответствие воображаемого реальному, а связность самого воображаемого. Идентичность является лишь путеводной звездой субъекта, обреченного на борьбу за нее и никогда не обретающему ее. Напротив, все попытки обретения окончательной идентичности оказываются иллюзорными и граничащими с нарушениями работы психики. Внутренний раздор заставляет искать человека идентичность, которую он никогда не обретет. Проблема здесь не в самой стремящейся к реализации идентичности, а в утрировании только одной идентичности в ущерб другим, в то время как приемлемым для работы психики человека является смена различных вариантов воображаемых идентичностей. Стремление к различию – это не размывание ориентиров для мышления субъекта, а противодействие моноидентификации, абсолютному тождеству, например, одна нация, один фюрер, одна мысль.
Противоядие этому - мобильный механизм самоидентификации. Психоанализ нам в помощь.
Таким образом, ощущение своей идентичности, присущей каждому субъекту, предстает как игра, непрерывная и непредсказуемая. В этой игре, образуя оппозиции, по-разному комбинируется осознанная идентичность.
Как и на каком поле играет сегодняшний субъект, эти мужчины и женщины, и отказавшиеся от пола трансгендеры, люди семейные и одинокие? Что социальный Другой требует и вынуждает в отношении субъекта? Фильм «Сука-любовь» поражает тем, что отражает буквально нарциссическую дыру времени, холод и одиночество, банальность и цинизм страстей. Это безжизненная пустыня неба без бога и без истинной любви. Нарциссический холод окатывает нас с экрана, и еще тоска, пустота вместо любви. Сегодня доминирует скука, когда общество предлагает свои объекты для идентификаций и поддерживает потерю идентичностей. Сегодня возникла тотальная потребность во внешних стимуляторах, и это зависимость от возбуждения, поддержание постоянного возбуждения вместо влечения.
На самом деле скучать очень даже неплохо, если эта скука имеет цель: поскучав, дети, например, начинают что-то изобретать, хотеть общаться, творить, делать. Но я не о скуке, которая всем полезна время от времени, а о той, которая является перманентным, устойчивым состоянием субъекта, является специфической особенностью нашего времени и становится востребованной индустрией потребления. Проблема скуки для современной психологии переходит из плоскости рассмотрения торможений в плоскость исследования внешних стимулов и симулянтов - протезов, которые интенсивно продуцируются для современного субъекта, чтобы избавить его от скуки. Снижение запретов тоже имеет место: они теперь не подавляют интересы и формируют торможения скуки. Однако общество потребления продуцирует бесчисленные стимулы, насильственно их насаждая. Эти стимулы формируют особые психические ниши, которые побуждают современного субъекта искать новые и новые стимулы. Это его протезы, чтобы выжить в современных условиях, и, собственно, они являются заменителями жизни. Речь идет о том, что человеку сегодня нужны внешние импульсы, стимулы, которые подменяют импульсы влечений. В состоянии такой скуки происходит торможение либидинозных влечений, отказ от них, что заставляет находить нечто внешнее - экстрим, порно, игромания, поглощенность виртуальным пространством, аддикции и прочее. Это в конечном итоге приводит к невозможности обучения у подростков, создания пар, к отказу от секса, к страхам, фобиям. Заменители влечений как будто вынуждают Я переключаться и отвлекаться от цели. Но потом и заменители оказываются не в состоянии обслужить Я субъекта, который ищет снова и снова что-то, что принесет ему смысл жизни.