IV. Приближение к симптому
- Ваши «Écrits» очень темные и трудные. Если кто-то захочет, читая их, разобраться в своих проблемах, он останется глубоко озадаченным. У меня сложилось впечатление, что возвращение к Фрейду проблематично, потому что ваше к нему возвращение требует крайне сложного прочтения его текстов.
- Это, вероятно, потому, что сам Фрейд провел огромное количество времени, пытаясь вникнуть, что творилось в головах его современников. «Толкование сновидений», когда оно вышло в первый раз, не сказать чтобы хорошо продавалось: может, копий 300 за 15 лет. Фрейду пришлось хорошенько поработать, чтобы посвятить своих современников в нечто столь специфическое и в то же время нефилософское, как бессознательное. Только потому, что он заимствовал слово Unbewusste уж не помню у кого — у Гербарта, — еще не значит, что оно имеет какое-либо отношение к тому, что «бессознательным» называли философы. Между ними не было никакой связи.
Я попытался показать, в чем заключается специфика фрейдовского бессознательного. В университете с горем пополам смогли переварить то, что Фрейд пытался, причем весьма умело, сделать для них съедобным. Да и сам Фрейд провоцировал недопонимание тем, что пытался всех убедить. Смысл моего возвращения к Фрейду в том, чтобы показать то решительное в его открытии, что он ввел в игру совершенно неожиданным образом, ведь люди впервые столкнулись с чем-то таким, что не имело абсолютно ничего общего с чем-либо из того, что говорилось прежде. Фрейдовское бессознательное — это эффект чего-то совершенно нового.
Позвольте сказать кое-что насчет моих «Écrits».
Они написаны не для того, чтобы их понимали — они написаны, чтобы их читали. А это даже отдаленно не одно и то же. На самом деле, в отличие от того, что случилось с Фрейдом, мои «Écrits» прочитало довольно большое количество человек. Читателей у них точно больше, чем было у Фрейда за 15 лет. В итоге у Фрейда, разумеется, был огромный успех в плане продаж его книг, но на это ушло много времени. Мне так долго ждать не пришлось. Для меня стало совершенной неожиданностью, что мои «Écrits» оказались распроданы. Я никогда не мог понять, как это так получилось.
Однако я заметил, что, даже если мои «Écrits» не понимают, что-то они с людьми всё же делают. Я это часто наблюдал. Люди какое-то время ничего не понимают, всё так, но это письмо что-то с ними в итоге делает. Вот почему я склоняюсь к тому, что — в отличие от того, как может показаться со стороны — их всё же читают. Считается, что люди мои «Écrits» покупают, чтобы затем ни разу их не открыть. Это не так. Они открывают их и даже с ними работают. Изнуряют даже себя этой работой. Очевидно, что, когда вы мои «Écrits» начинаете читать, лучше всего попытаться их понять. А поскольку их не понимают, продолжают пытаться. Но я не хотел специально делать так, чтобы их не понимали — так уж сложились обстоятельства. Я говорил, я читал лекции, которые были вполне последовательными и внятными, но, как только я раз в год превращал их в статьи, они становились письмом, которое, по сравнению с тем, что я во множестве говорил устно, было предельно сжатым, так что его следовало окунуть в воду, чтобы оно, подобно японским цветкам, раскрылось. Сравнение не лучше и не хуже других.
Как-то давно мне уже доводилось писать о том, что нередко та или иная статья из моих «Écrits» становится прозрачной лет десять спустя. Даже вы, дорогой мой, поймете их. За десять лет мои «Écrits», даже в Италии, даже в существующем переводе, покажутся вам семечками, набором общих мест. Потому что есть здесь нечто довольно курьезное: даже самая серьезная литература со временем становится чем-то обыденным. Вот увидите, пройдет немного времени, и всё это будет встречаться на каждом углу. Прямо как Фрейд! Каждый думает, будто он и правда читал Фрейда, потому что Фрейд теперь повсюду: в газетах и проч. Со мной это тоже случится, вот увидите, как случится со всяким, стоит только им повнимательнее заняться, систематически вникнуть в один конкретный пункт, который я называют симптомом — т.е. то, что идет не так.
Был в истории момент, когда хватало праздных людей, которые внимательно занимались тем, что было не так, чтобы артикулировать это «не так», так сказать, in statu nascendi. Как я пояснил ранее, всё возвращается на круги своя, всё тонет в одном и том же, даже самые отвратительные вещи, которые мы наблюдали столетиями и которые, конечно же, возродятся.
Религия создана для этого, исцелять людей — другими словами, дабы они не понимали, что же идет не так. Была короткая вспышка — между двумя мирами, так сказать, между прежним миром и миром, который превратится в чудесный мир грядущего. Я не думаю, что у психоанализа к будущему есть какой-либо ключ. Но будет особенный момент, когда люди получат изрядную порцию того, что в своем дискурсе я зову parlêtre, говорящим бытием.
Говорящее бытие — это термин, который я использую для бессознательного. На предстоящем конгрессе я в своем докладе попытаюсь пролить некоторый свет на тот совершенно неожиданный и абсолютно непостижимый факт, который заключается в том, что человек является говорящим животным — чтобы разобраться, что это такое и из чего эта речевая деятельность сфабрикована. Это напрямую связано с рядом вещей, которые Фрейд числил по разряду сексуальности. Они действительно там числятся, но с сексуальностью они связаны весьма специфическим образом.
Вот так. Вы увидите. Носите эту книжечку в кармане и перечитывайте лет этак в пять-шесть — увидите, как вы начнете ее смаковать.